Издалека. Продолжает сужаться интеллектуальная жизнь авторитарной России. Исчез жанр литературных и театральных рецензий, не отмечаются юбилеи великих писателей… На глазах исчезают даты великой, досоветской истории, по-прежнему упрятаны события из семидесятилетия народного Сопротивления советчине; зона умолчания – факты о демократической революции 1985 – 2000 годов… Про Ленина и Октябрь – тихая «ничья» — ложь уже не проходит, но правду – не пропускают. Официальный антиинтеллектуализм называемый «наша духовность» сохранил едва ли не единственную отмечаемую дату – 9 мая. Впрочем, это чествование народ назвал «победобесием»…
Нынешний 75-летний юбилей вскрыл огромный, углубляющийся разрыв. От официально повторяемого сталинского мифа про ВОВ — о «вероломно напавшем»…, о «всем советском народе, вставшем на защиту», о том как «мы спасли мир от фашизма» сегодня открещивается буквально каждый независимый исследователь…
Путин о нацидее. В этой ситуации вновь возникает изуродованный пропагандой вопрос о сплачивающих ценностях, о скрепах, о российской идентичности… Вот что по этому поводу несколько дней назад сказал президент (изложение Интерфакса и ТАСС). «Путин рассказал о своем понимании национальной идеи. Российская национальная идея заключается в патриотизме, но он не должен быть квасным, затхлым и кислым», — сказал Путин в интервью программе «Москва. Кремль. Путин». (Путин в программе «…Путин» — это уже неплохо!) Президент отметил, что патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны и ее движению вперед. Это совсем не значит, что нужно все время хвататься только за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее".
С чем нельзя согласиться. Во-первых. «Свое понимание нацидеи» звучит так же нелепо, как свое понимание таблицы умножения или законов Ньютона. Мы уже стали забывать (поспешили?) то «светлое» время, когда: «как учит коммунистическая партия, металл при нагревании расширяется». То есть, тогда тайны мироздания мог раскрыть только вождь. Теперь наоборот (крайности сходятся или, на ученом языке – единство противоположностей) – то, что существует объективно превратилось в предмет «субъективного понимания». Но понимание либо есть, либо его нет. Законы, как известно, можно открыть, выявить, но нельзя выдумать. Нацидея существует почти также объективно, как закон Архимеда, она выявляется с помощью научной методологии из ткани истории и культуры.
Во-вторых. Нацидея – это фундаментальные ценности и нормы, которые создали, сохраняют и позволяют развиваться данной социальной общности. Поэтому нацидея и патриотизм – это из сферы синонимов и тавтологии. Другой вопрос – что именно данный автор считает патриотизмом, а что объявляет «иноагентством», но на этот вопрос президент не отвечает. Также нет ответа на вопрос – движение страны вперед – это куда – к СССР, к преемству с модернизированной исторической Россией или движение на Запад? А, может быть, нам предлагают винегрет из российского, антироссийского (советского) и западного? Без таких уточнений «движение страны ВПЕРЕД» — это даже не тавтология, а пустая, схоластическая игра слов. Похоже, что формулу «нацидея – это патриотизм» придумал ученик «номенклатурного теоретика», подсказавший, в свое время, Леониду Ильичу чудесную мысль — «экономика должна быть экономной».
Наконец, в-третьих. Президент постоянно запутывает – «патриотизм… не должен быть квасным, затхлым (это как?) и кислым (это что?)». И еще, патриотизм – это …совсем не значит, что нужно все время хвататься только за наше героическое прошлое…». Другими словами, кто-то получает право устанавливать – ваш патриотизм – это патриотизм или нет? Вы «хватаетесь только за героическое прошлое»? — Отойдите в сторону и не мешайте, а то вызовем нацгвардию! Вообще, здесь опять проступили времена «двадцать лохматого съезда», когда была демократия «подлинная», «не подлинная», а там, за кордоном была просто демократия… По этой же методичке нам еще раньше «удачно» перевели Маркса – «каждый – по способности» превратилось в «ОТ каждого – по способности»…
Тепeрь – по-существу. Как известно, «оппозиция у нас только критикует и никогда ничего не предлагает». Поэтому, как положено, продолжу критику на новой грани. Авторитарный, т.е. несовместимый с демократическими выборами режим, всегда остро нуждается в «единственно верной идеологии», которая его хоть как-то легитимирует. Крах красивого, но лживого мифа о «строительстве коммунизма» — это главное достижение Революции 91 года. Но попытка заменить миф о 7 ноября мифом о 9 мая ничего не даст. Нам нужна полная демифологизация и обращение к правде Российской идеи. Только так можно найти выход из постсоветского тупика…
Про Русскую идею, к конструктиву. Что такое национальная идея и почему ее нельзя выдумать? … Люди всегда жили в сообществах, так легче себя сохранить, изначально это были роды и племена. Каждый род тщательно оберегал свою идентичность и целостность, через собственные, оригинальные тотемы, тату, ритуалы, обряды… Восточные славяне, пришедшие на наши земли 1200 лет назад — это 14 разных
племен. В 9 веке началось их переформатироване в единый древнерусский
народ. Те ценности, которые сформировали новую общность и есть общенациональная идея… Если описать ситуацию не с точки зрения генезиса-происхождения, а с точки зрения функционирования нацидеи, ее можно определить как важнейшие характеристики, которые присущи данному народу и которые отличают его от других народов. Это минимум того, что я должен был сказать чтобы быть понятым, чтобы двигаться дальше и сделать теперь тысячелетний прыжок во времени… (Подробнее – в моей книге «Российская идея», М., 480 с.) Началом нашей национальной катастрофы стал октябрь 1917 года, когда на месте реформировавшейся с конца 19 века Русской идеи искусственно вбивали т.н. «коммунистическую идею», которая, правда, не имела ничего общего с «коммунизмом — обществом свободным от эксплуатации». В 1991 году интегрирующий миф рухнул и, вместе с ним, рухнул т.н. СССР. (Сказка о том, что СССР разрушил Горбачев и американский империализм выглядит не очень убедительно, поскольку в СФРЮ и ЧССР не было ни Горбачева, ни империализма, но они тоже развалились…).
После краха «соцсодружества» страны Восточной Европы успешно восстанавливают свою идентичность и идею. Что это означает для нынешней Росcии?
Русская идея сегодня. Тридцать лет власть снова топчется на месте, сохраняя опасность нового распада страны, поскольку она не позволяют ответить на вопрос – в чем же наша национальная идея?
(Разоткровенничаюсь. …Я понимаю, что у некоторых сейчас возникнет раздражение, злость и зависть, мне это абсолютно безразлично; отреагирую только если кто-то предложит не эмоции, а конструктивный ответ… Мне уже восьмой десяток и я с удовольствием продолжаю работать. Уверен, что буду услышан. Вопрос в том – когда? Единственную в России докторскую диссертацию с ясными ответами на комплекс вопросов о национальной идее я защитил 20 лет назад. Еще раньше получил премию Гарвардского университета в США за лучшую книгу о Русской идее, написал, кажется, 300 статей и 20 книг по этой теме. Мой ответ – это не экспромт…)
Вернусь к нацидее, к вопросам что же нас может объединить и – что значит для России – вперед? Первая наша ценность – историзм. Восстановление подлинной истории – отмена цензуры, открытие архивов, очищение от советской лжи – позволит вернуть правильное самопонимание, вернет народу субъектность, без чего невозможно выстраивание правильной стратегии будущего. А. Солженицын считал своей основной заслугой то, что он помог народу вступить в память. Но сегодня продолжается фальсификация истории. Как можно говорить о Победе, умалчивая, что книга о третьем искуственном голодоморе и расправе Сталина с народом-победителем издана тиражом 300 экземпляров! Как можно говорить об истории, если ни один руководитель не назвал цифру – сколько соотечественников уничтожено советским государством? Система объявившая главного палача и диктатора «великим менеджером» и «отцом победы» неприемлема! Сначала мы узнаем правду о количестве погибших от собственной власти, а потом будем решать – какие у нас праздники.
Другая ключевая составляющая обновленной Русской идеи –
обустройство. Это когда главные статьи бюджета – наука, образование, здравоохранение, а не война, силовики и чиновники… Это значит, что про экстенсивную экономику, построенную на экспорте непереработанных углеводородов надо забыть. (Ведь тонна полипропилена, продукта шестого уровня нефтепереработки, стоит в 1000 раз дороже тонны сырой нефти!…)
Обустройство – это безусловный конституционный запрет на ведение военных действий за рубежом. Это возврат домой наших военных – из Украины, Сирии, ЦАР, Ливии…
Про другие важнейшие составляющие нацидеи – демократию, духовность – в другой раз. Еще два слова про «вперед». Необходимо дать правовую оценку советскому режиму, нужен суд над СССР. Очищение от советчины, преемство с реформированными российскими ценностями, учет опыта демократического Запада и, особенно, опыта бывшей Восточной Европы – это и есть наш путь вперед.
Зачем? Слышу голоса — на кой ты это пишешь, неужели думаешь, что кто-то «сверху» тебя услышит? Никаких иллюзий у меня давно нет, твердо уверен – ни я, ни мои коллеги, разрабатывающие конструктивные, профессиональные решения абсолютно не нужны этой системе управления и ее руководителям.