Никита Михалков в своем последнем «Бесогоне» журналисту, писателю Владимиру Познеру предъявил серьезное обвинение: в том, что он – агент КГБ. "Новые Известия" решили спросить у самого мэтра телевизионной журналистики, что он может ответить Михалкову и своим зрителям.
Для гуманиста, человека либеральных взглядов, каким является Владимир Владимирович, сотрудничество с КГБ, со всеми вытекающими последствиями, - это клеймо. Никита Михалков в качестве доказательств цитировал пост из Яндекс.Дзена журналиста Максима Новиковского «Полный провал разведчика Познера":
«В пыльных и душных мидовских архивах бывшего КГБ СССР, некоторые из вас знают, где это расположено, на нашего замечательного телевизионного всем известного шоу-мена Владимира Познера существует огромнейшее досье под пресловутым грифом.
Ходят слухи, будто бы лично Путин при личной встрече с Познером обмолвился на этот счёт словечком, поставив агента американских спецслужб в неловкое затруднительное положение, что, мол, смотрите, вас не сажают и не допрашивают, вам даже позволили работать на центральном телевидении и общаться со мной, и всё это благодаря свободе и демократии в стране.
Познер об этом разговоре с Путиным отмалчивается перед своими коллегами. Но при общении, что называется без камер с каким-нибудь прокремлёвским высшим чиновником наш прекрасный Познер менялся в лице, превращаясь в белугу, как буд-то бы ему ненавязчиво напоминали о досье, хранящимся на него, дабы знал он своё место и предназначение в этом сложном, неоднозначном, но пока ещё демократическом обществе.
Сложная ситуация у Познера, не сказать, чтобы совсем аховая. Он общественный человек, умнейший и начитанный, но так просто и непринужденно проваливший все свои явки, пароли и адреса, которые никто у него не спрашивает.
Конечно же, Познер является интереснейшей многогранной личностью с точки зрения наблюдения за обездвиженной в суровых условиях жёсткого политического режима фигурой, которая вызывает восхищение одновременно с жалостью», - написал Максим Новиковский.
Я обратилась к самому Владимиру Познеру с прямым вопросом о его взаимоотношениях с КГБ, сославшись и на программу «Бесогон» и на пост Новиковского. Владимир Познер ответил по электронной почте буквально через минуту (чтобы не было манипуляций и искажений – привожу цитату дословно):
- Для Вашего сведения: КГБ вербовал меня лет 7 или 8, я упорно отказывался от любой работы с ним. Наконец, КГБ отстал от меня, но мне было сказано: имей в виду, ты никогда никуда не поедешь! Я был невыездным 27 лет, потом “запрет” сняли на два года, потом опять закрыли выезд. Только при Горбачеве я, как и все граждане страны (кроме людей, имеющих доступ к секретной информации), получил возможность свободно ездить, куда хочу, - утверждает Владимир Познер.
Между прочим, конфликт Никиты Михалкова с Владимиром Познер имеет давнюю историю. Он связан с неприятием Самуила Маршака, литературным секретарем которого работал Познер, отца Никиты Михалкова Сергея Михалкова. Самуил Маршак считал, что Сергей Михалков выдавал его стихи за свои (разумеется, адаптировав под себя). Владимир Познер рассказывал об этом в интервью. Сегодня выяснить истину: прав ли был в своих подозрениях Самуил Маршак? вряд ли возможно: обоих писателей нет в живых.
Замечу, что Владимир Познер далеко не такой хладнокровный человек, каким выглядит с экрана ТВ. Когда мы делали с ним интервью о Шекспире (он – автор фильма «Шекспир. Предостережение королям»), на мой вопрос: «Реагируете ли вы на критику в свой адрес, задевают ли вас оскорбительные высказывания, клевета?», ответил:
- Я все принимаю близко к сердцу. Порой это очень тяжело. С годами понял, что у меня трагическое восприятие мира. Некоторые не верят, говорят, что я - притворяюсь или преувеличиваю».