» » Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы

Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы

Автор: admin 215  
Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы

Для строительства канала Москва-Волга был создан самый большой лагерь системы ГУЛАГа
Пресс-служба московского Департамента капитального ремонта сообщила, что в парке Северного речного вокзала построят полную копию Канала имени Москвы – ручей протяженностью 400 метров.

Сергей Баймухаметов

«На нем планируется разместить уменьшенные копии существующих на канале шлюзов. Копию Канала имени Москвы украсит архитектурно-художественная подсветка из 524 светильников. В вечернее время она будет светиться мягким и теплым светом.Здесь дети и взрослые смогут весело провести время, например, запуская кораблики…Гидротехническое сооружение будет нести в себе не только эстетическую функцию, но и просветительскую».

 

Как относиться к такому сообщению?

 

Летом 1937 года прошел первый теплоход по каналу Москва – Волга. Сейчас он называется Канал имени Москвы. По нему можно выйти в Волгу, а по Волге, по системе каналов – на Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское и Белое моря.

 

Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы


 

Без этого канала в Москве не было бы питьевой воды. Уже к началу XX века город выпивал практически всю Москву-реку и прилегающие речушки. По самой Москве-реке можно было гулять вброд.

По каналу Москва – Волга в столицу пришла волжская вода. Кроме того, за счет Волги живет Москва-река.

Канал протяженностью 128 километров построили за 4 года 8 месяцев. Да если бы только канал с его 11 шлюзами! Воздвигли 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и Северный речной порт), многочисленные пристани местных линий, 700 километров железнодорожных путей, сотни километров автомобильных дорог и линий электропередач!

 

Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы


 

Грандиозная стройка. Специально для нее организовали Дмитровский лагерь (Дмитлаг) – самый большой в системе ГУЛАГа. В январе 1935 года в нем насчитывалось 192 229 человек. Сколько заключенных было за 5 лет – неизвестно, многие документы уничтожены.По различным оценкам - от 600 000 до 1 000 000.

 

Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы


 

Обиходное слово «зэк» на канцелярском языке ГУЛАГа писалось так: «з/к» и означало: «заключенный каналоармеец». Оно вошло в нашу жизнь и историю со строительства Беломорско-Балтийского канала, 1931-1933.

О них, о зэках, и речь. Другими словами – о цене «наших побед».

Из воспоминаний заключенного Дмитлага инженера Александра Крохина:

 

Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы


 

«Техники первое время практически не было, огромная масса заключенных была занята на земляных работах, которые велись вручную - лопатами и тачкой... Из-за грунтовых вод людям приходится работать по колено в раскисшей грязи. Немногие выдерживали этот каторжный труд. Умерших хоронили без гробов, в общих ямах. Так что канал Москва-Волга, как и Беломорканал, построен на костях. Лишь спустя два года на строительстве появились первые ковшовые экскаваторы Ковровского завода, который тоже входил в систему ГУЛАГа».

 

Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы


 

О том же пишет в воспоминаниях вольнонаемный инженер Алексей Комаровский, попавший на строительство канала после трех лет заключения в Сиблаге.

«Все земляные работы на канале велись вручную. Грунт на котловане отвозили грабарки, да и тачки были еще в ходу. С Яхромских холмов трасса канала напоминала огромный, вытянувшийся на необозримые просторы живой муравейник. Ночью этот муравейник освещался огнями множества прожекторов. И так от Волги до Москвы... Недостатка в живой силе не было. ГУЛАГ поставлял ее бесперебойно и в неограниченном количестве. Без преувеличения можно сказать, что Канал имени Москвы покоится на костях заключенных».

 

Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы


 

Из воспоминаний неназванных свидетелей:

«Холода стояли страшные! И главное, что запомнилось: заключенные были истощены предельно и всегда голодны... Смотрим: то один, то другой зек в грязь падают. Это они умирали от слабости: предел сил наступал. Мертвых складывали на тележки-грабарки и увозили... Ближе к ночи, чтоб не было случайных свидетелей... тянулись с канала целые караваны грабарок с трупами, облаченными в нижнее рваное белье. Лошадей погоняла специальная похоронная команда. Ямы, длинные и глубокие, выкапывались в роще заранее днем. Людей сбрасывали в могильники как попало, один на другого, будто скот. Только уедет один караван - за ним приезжает другой. И снова сбрасывают людей в ямы».

 

Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы


 

В справке Санитарного отдела ГУЛАГа черным по белому написано: «Средний уровень смертности в лагерях ГУЛАГа составил 15,7 процента с колебаниями...» Это к 1933 году, как раз ко времени создания Дмитлага. Значит, в среднем только в 1935 году, при численности в 192 229 человек, в Дмитлаге умерло 30 179 заключенных.

От голода и болезней. Не считая расстрелов. Свидетельствует шофер Дмитлаговской автобазы А. Воронков:

 

Гордость на костях: как строился Канал имени Москвы


 

«На казнь возили каждую ночь. Расстреливали в лесу и на северной окраине Дмитрова. У них это называлось «повезти на шлёпку».

Наверно, «шлёпка» – не массовый расстрел. Не было смысла массово расстреливать рабочую силу. Массовые расстрелы, тысячами, начались с августа 1937 года - после окончания строительства, когда лагерь ликвидировали ввиду выполнения поставленной задачи.

Списочный состав Дмитлага на 1 января 1937 года – 146 920 человек. 55 тысяч «ударников труда» освободили. Какую-то часть распределили по другим лагерям. Остальных – расстреляли на московских «спецобъектах» Бутово и Коммунарка с августа 1937 по апрель 1938 года.

А теперь пресс-служба московского Департамента капитального ремонта сообщает, что в парке Северного речного вокзала построят полную копию Канала имени Москвы – ручей протяженностью 400 метров. «Здесь дети и взрослые смогут весело провести время, например, запуская кораблики. Это гидротехническое сооружение будет нести в себе не только эстетическую функцию, но и просветительскую.

Какую «просветительскую»? Что тут можно сказать?Тупик. Вот какое наследство нам досталось.

В конце 80-х, в давние уже годы перестройки и гласности, когда началась вторая волна разоблачений преступного сталинского режима, один из ветеранов КПСС говорил мне: «Египетские пирамиды строили рабы. Так что теперь, разрушать их?»

Такая была и осталась доныне якобы хитроумная смесь софистики, подлога, смешения и подмены понятий. Ничего не надо разрушать. Надо помнить. Вернее, не забывать. Иначе восторжествует не просто беспамятство, а победит ползучая реабилитация сталинизма. Она непрерывна. Например, газета «Советская Россия», рупор КПРФ, писала в статье, посвященной 80-летию завершения строительства канала:

«Современные люди думают, что в советской исправительной системе заключенные работали бесплатно и кормили их впроголодь... Бытует мнение, что зеки мерли сотнями тысяч от голода и болезней, и много других небылиц... Власти к ним старались относиться по-человечески, способствовали реабилитации осужденных уголовников еще в трудовом заключении... Дмитлаг в наивысшей степени стал осуществлением на практике советского принципа так называемой перековки заключенных для будущей нормальной человеческой жизни…Сегодня принято все, что сделано в советский период, мазать черной краской. Хочется верить, что для России наступят лучшие времена, и память о героическом труде предков на великих национальных стройках XX века заставит будущие поколения русских людей стать достойными тех великих свершений».

Статья называлась «Артерия жизни». Что тут скажешь? Певцы ГУЛАГа.

  
Social comments Cackle

Новости партнеров