«ЭКБ-Нева» вместо возврата долга от НЦПЭ получила проверку ФСБ
Несмотря на то, что руководство нашего государства постоянно заявляет о недопустимости вмешательства силовых структур в споры хозяйствующих субъектов, эта практика, дискредитирующая всю правоохранительную систему, никак не прекратится. На примере невыплаченного долга АО «Научный центр прикладной электродинамики» (НЦПЭ) компании «ЭКБ-Нева» проследим, как сотрудники спецслужб могут попытаться склонить спор между двумя бизнесами в нужную сторону.
Президент России год за годом на коллегиях МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета в категорической форме обращает внимание силовиков на недопустимость подобных явлений. «Мы должны последовательно ликвидировать разного рода поводы для необоснованного вмешательства правоохранительных органов в экономическую жизнь, в споры хозяйствующих субъектов» – вот позиция президента, которую он озвучивает снова и снова. А на практике получается, что, несмотря на регулярное возбуждение уголовных дел против силовиков, как говорится, «воз и ныне там». Бывает и так, что под удар правоохранительных органов попадают собственники того или иного бизнеса, против них под надуманными предлогами возбуждаются уголовные дела, а сам бизнес переходит под контроль совершенно других людей.
Визит перед майскими
27 апреля по инициативе генерального директора «ЭКБ-Нева» Вадима Лысенко в офис фирмы был приглашён сотрудник УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Барышников. В рамках полученного от него ранее запроса, руководство «ЭКБ-Нева» планировало предоставить интересующие его документы и информировать о своих действиях по выполнению обязательств перед Крыловским государственным научным центром в выполнении контракта по госзаказу. К удивлению руководителей «ЭКБ-Нева», в офис фирмы вместе с Барышниковым пришли и сотрудники Калининского райотдела УФСБ.
Предъявив удостоверения и постановление (копия имеется в редакции), подписанное начальником Управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, они начали проводить действия, обозначенные как «оперативно-розыскное мероприятие». В постановлении указывалось, что «проверяется информация о совершении действий, возможно подпадающих под признаки состава преступления» для чего необходимо произвести «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств» и в рамках этого мероприятия провести «осмотр, изучение и изъятие документов, предметов (включающих в себя электронные носители информации), имеющих отношение к материалам проверки».
Руководство фирмы никакого противодействия не оказывало, представив прибывшим для осмотра все помещения, а также добровольно выдав им всю необходимую документацию и жёсткие диски, установленные на компьютерах. По результатам мероприятия был составлен протокол обследования, в присутствии т.н. «представителей общественности», подписанный всеми сторонами, которые, с различной степенью удовлетворённости друг другом, благополучно разошлись.
Нельзя не учитывать ещё и того, что всё это происходило в условиях объявленной в стране самоизоляции и руководству «ЭКБ-Нева» пришлось вызывать сотрудников, работающих в удалённом режиме, в офис, нарушая соответствующие предписания.
При обследовании помещений фирмы сотрудники ФСБ, казалось, были, удивлены наличием испытательной лаборатории и штатных сотрудников, которые в ней работают. Неподдельный интерес вызвало у них оборудование и наличие рабочих мест с документацией. Вероятно, они не ожидали всего этого увидеть, хотя на официальном сайте фирмы «ЭКБ-Нева» все соответствующие сертификаты опубликованы.
Человеку свойственно ошибаться
В принципе, ничего особенного в одном из рутинных мероприятий, которые правоохранительные органы, включая Федеральную Службу Безопасности, проводят постоянно для вывода «на чистую воду» всевозможных злодеев, в данных действиях не наблюдается. Если бы не одно «но». Дело в том, что фирма, о которой идёт речь, а это ООО «ЭКБ-Нева» ведёт хозяйственный спор, т.е. судебную тяжбу в арбитраже с АО «Научный центр прикладной электродинамики» (НЦПЭ) о взыскании 55 млн. рублей неоплаченной суммы по договору 2017 года за проведение сертификационных испытаний, плюс штрафные санкции за просрочку платежа. НЦПЭ, похоже, и не собирался платить. Когда стало понятно, что «ЭКБ-Нева» не отступает, руководитель НЦПЭ Сергей Щесняк, по всей видимости, и решил применить против несговорчивого кредитора «тяжёлую артиллерию» в виде 2 отдела ОРЧ № 6 ГУ МВД и Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Можно было бы сомневаться в серьёзности наших предположений, но тут товарищи из органов допускают весьма неосторожную ошибку, по нашему мнению, полностью раскрывающую цель компрометации фирмы «ЭКБ-Нева» и её руководства перед её контрагентами. Ошибка эта заключается в том, что на следующий день (28 апреля с.г.), после описанного нами события, некто просто-напросто «слил» данные о проведённом ими днём ранее мероприятии в средства массовой информации. Кто это мог сделать, если не сами проверяющие? В результате в санкт-петербургской интернет-газете «Фонтанка» появляется публикация, озаглавленная «Недружественное проникновение. В Петербурге ФСБ заинтересовалась поставкой иностранной электроники предприятиям ВПК». А в тексте статьи без обиняков указывается, что «…предметом особого изучения ФСБ стал договор поставки электронных компонентов между «ЭКБ-Нева» и расположенным в Петербурге Научным центром прикладной электродинамики (НЦПЭ)». Во фразе же «По версии ФСБ, предприятие («ЭКБ-Нева») поставляло военным изделия с несертифицированными компонентами» без труда угадывается заложенное предполагаемыми заказчиками публикации стремление дискредитировать строптивого оппонента.
Мы очень сомневаемся, что такую информацию «Фонтанке» предоставила пресс-служба Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В связи с этим также возникают «смутные сомнения» о том, не преследует ли Сергей Щесняк ещё какие-нибудь цели. В последующих публикациях «Фонтанки» Кирилл Селеня почему-то настойчиво позиционируется, как бывший заместитель директора по экономике «ЭКБ-Нева». Не связано ли это с контрактами между НЦПЭ и другими организациями, которые по генеральной доверенности Сергея Щесняка подписывал его финансовый директор?
Чьи интересы защищают сотрудники ФСБ
«Научный центр прикладной электродинамики», принадлежащий семье Сергея Щесняка, структура довольно скандальная. Ещё в 2016 году Сергей Щесняк проходил в качестве обвиняемого по ст. 159 ч. 4 по уголовному делу о хищениях бюджетных денежных средств, выделенных на создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной системы связи «ГЛОНАСС». Московским городским судом 26 апреля 2016 года дело № 1-01/2016 (1-391/2015) было отправлено на доследование. Далее его история туманна. Говорят, что оно расследуется до сих пор. А спустя два года, в апреле 2018-го, по сообщению издания «Коммерсант», НЦПЭ снова «засветился» в другом уголовном деле, теперь уже о хищениях 84 миллионов рублей из средств Минобороны. Тогда была проведена уникальная операция по закупке 200 микросхем для наземного сегмента комплекса ГЛОНАСС. При реальной стоимости единицы продукции около 500 рублей их приобрели по 424 тысячи рублей за штуку. По мнению следствия, некие «неустановленные лица» из руководимого Щесняком НЦПЭ вступили в преступный сговор с сотрудниками других компаний, перечисленных в публикации, направленный на хищение бюджетных средств, выделенных в рамках исполнения госконтракта. Сергей Щесняк тогда отделался лёгким испугом, в отношении его ограничились допросом, обысками и выемками. О судьбе этого уголовного дела нам тоже неизвестно. Так что господин Щесняк на поверку оказывается совсем не такой «белый и пушистый», как его представляют некоторые сотрудники госбезопасности.
Видимо, по совету «товарищей», «консультировавших» Сергея Щесняка, и которые не смогли доказать, а лишь «предполагали» о противоправной деятельности «ЭКБ-Нева», он подал на неё заявление в РУВД Адмиралтейского района по месту своей регистрации. В начале июня следственным отделом этого РУВД было возбуждено уголовное дело в отношении, как указано в постановлении, «неустановленных лиц».
Тогда с кем Щесняк судится в арбитраже?
Прошло более месяца! И вдруг! Накануне рассмотрения арбитражным судом иска о взыскании с НЦПЭ 55 млн. рублей, 7 июля сотрудниками УФСБ РФ и 2 отдела ОРЧ № 6 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвели комплекс оперативно-розыскных мероприятий в отношении генерального директора и некоторых сотрудников «ЭКБ-Нева». И снова, как и в конце апреля, информация об этом сразу же появилась на «Фонтанке». И снова, видимо, мимо пресс-служб ФСБ и ГУ МВД. Ничем иным, на наш взгляд, кроме как попыткой оказать давление на одну из сторон в споре хозяйствующих субъектов, объяснить невозможно. Мало того, «Фонтанка», вероятно, по шпаргалкам, подготовленных для неё, указала как раз ту сумму (55 млн. рублей якобы… «потерянных российской оборонкой»), которую компания «Элком Плюс» (по договору цессии с «ЭКБ-Нева») и намерена взыскать с НЦПЭ через арбитраж. Указание же того, что Кирилл Селеня, как следует из текста, работал замдиректора по экономике «ЭКБ-Нева», совсем абсурдно. Человек с такими данными действительно работал заместителем директора по финансам, однако, отнюдь не в «ЭКБ-Нева», а в НЦПЭ. Нам про наличие топ-менеджеров в ООО «ЭКБ-Нева» нам ничего не известно. Зарплата сотрудников средняя по городу.
Для чего нужны влиятельные друзья
А началось всё с того, что в 2017 году НЦПЭ получил заказ на сумму 126 млн. рублей на поставку изделий от АО «НПП «Спец-Радио». А «ЭКБ-Нева», в качестве субподрядчика (не являясь одной из сторон договора), получила заказ от НЦПЭ на сумму 55 млн. рублей для проведения испытаний электронно-компонентной базы (ЭКБ) в своей лаборатории и получения заключения на её сертификацию. Согласно договора, «ЭКБ-Нева» должна была получить предоплату 80%. Этот момент очень важен, как и то, что, по договорённости с руководством НЦПЭ, никакой предоплаты выплачено не было.
После того, как заказ был выполнен, НПЦЭ от «Спец-Радио» никаких денег не получил. Обратившись в суд с иском к «Спец-Радио» на сумму 360 (126 + пени) млн. рублей, НЦПЭ его выиграл, получив исполнительный лист на 126 млн. рублей с формулировкой решения суда, что «работа выполнена надлежащим образом и в установленный срок». Перед обращением в суд, директор «НЦ ПЭ» попросил «ЭКБ-Нева» восстановить протоколы испытаний (куда делись первые экземпляры?), которые, в последующем, суд учел при вынесении решения в пользу НЦПЭ. Тот же суд определил, что договор между НЦПЭ и «Спецрадио» носит сугубо коммерческий характер.
ООО «ЭКБ-Нева», как соисполнитель НЦПЭ, свои деньги по договору с ним так до сих пор и не получила. Требования оплаты произведённых работ ни к чему не привели, и в марте 2019 года был подан иск в арбитраж на взыскание 55 млн. рублей, предусмотренных по договору, пока без каких-либо штрафных санкций. По просьбе руководителя НЦПЭ Сергея Щесняка, уверившего, что в ближайшее время долг будет погашен, иск был отозван.
Но ничего не происходило. Руководству «ЭКБ-Нева» пришлось переуступить долг НЦПЭ по договору цессии компании «Элком Плюс», которая в декабре падала в арбитражный суд иск на взыскание с НЦПЭ задолженности плюс всех штрафных санкций, согласно имеющегося договора. Судебное заседание было назначено на 26 марта 2020 года, затем переносилось по понятным причинам.
Вот тут-то и началась свистопляска правоохранительных органов вокруг «ЭКБ-Нева». Посыпались запросы о срочном предоставлении информации от Калининского райотдела УФСБ, потом из 2 отдела ОРЧ № 6 ГУ МВД, потом из 6 Службы УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Одновременно запросы стали рассылаться контрагентам фирмы «ЭКБ-Нева». В это же время, от неких лиц, руководителю «ЭКБ-Нева» начали поступать недвусмысленные предложения снять материальные претензии с НЦПЭ, а то, мол, хуже будет.
Мероприятия, проведённые сотрудниками ФСБ и последующие за ними публикации на «Фонтанке», на наш взгляд, всё расставили на свои места. Действительно, зачем платить кому-то по долгам, если можно, имея влиятельных друзей в правоохранительных органах, организовать «наезд» на несговорчивого кредитора?
В чьих интересах ведутся непонятные «игры»
ООО «ЭКБ-Нева» на протяжении почти десяти лет осуществляет квалифицированную деятельность в области поставок и сертификации электро-компонентов иностранного производства (ЭРИ ИП) для нужд различных ведомств нашей страны. В условиях сегодняшних санкций это очень тяжелый и опасный труд, где ежедневно приходится работать, как и на внутреннем, так и на внешнем рынке. За эти 10 лет никаких нареканий от правоохранительных органов не поступало. Понимая, что скоро истечёт срок давности требования оплаты, фирма «ЭКБ-Нева» была вынуждена для защиты собственных интересов обратиться в суд против НЦПЭ. После этого обращения (октябрь - декабрь 2019) и появились непонятные трудности и понятные запросы (декабрь 2019).
После 90-х годов влияние властных структур на бизнес значительно изменилось. Оно, на наш взгляд, превратилось в систему «кураторства», распределении денежных потоков, участия в прибылях. Чиновники продолжают активно задействовать в коммерческих схемах и конкурентной борьбе свои наработанные годами связи. В итоге это привело к тому, что некоторые сотрудники, в том числе и высокопоставленные полностью выйдя из-под контроля вышестоящего руководства, используют свои возможности для решения вопросов «государственной важности», играя в игры «хозяйствующих» направо и налево субъектов. В чьих интересах ведутся эти игры? Интересно, где … «потерялись 55 миллионов рублей российской оборонки»?