Царица Сююмбике – одна из первых мусульманских правительниц в мировой истории.
Правительница Казанского ханства (1549–1551 гг.). Дочь ногайского бия Юсуфа.
В исторической памяти татарского народа ее судьба символически переплелась с судьбой Казанского ханства, Крымского и Касимовского ханств. Личность Сююмбике, ее удивительная судьба нашли отражение в народном эпосе («Сююмбике баете»), в творчестве русских, татарских и турецких писателей и публицистов.
Она являлась примером служения своему народу. Сююн-бике пожертвовала личным счастьем ради счастья других. Она соединяет воедино все татарские народы и символически считается Матерью- Великой Царицей всех татар и тюркского мира.
Образ Сююмбике в русских исторических драмах предстает романтической натурой, в облике «восточной» женщины, которая приносит политические расчеты в жертву своим чувствам («Сумбека, или Падение Казанского царства» С.Н.Глинки, 1806 г.; «Иоанн, или Взятие Казани» М.С.Рыбушкина, 1814 г.).
В татарских произведениях (Ф.Амирхан, Ш.Ахмадиев и др.) был создан идеализированный образ татарской правительницы. Ф.Амирхан, размышляя о переплетении судеб татарского народа и Сююмбике, называл ее «матерью нации», «дочерью народа».
Через татарскую литературу образ Сююмбике вошел в произведения турецких авторов (И.В.Наурузхан, Л.Каран и др.) и она стала олицетворением национальных качеств татарского народа.
Свои последние годы Царица жила в г. Касимов (Мещерский городец), считается что ее потомков не осталось, по другой версии по политическим мотивам тех времен ее потомки жили инкогнито и под другими фамилиями.
Кочевое окружение ханов, которые всегда после 1518 года были пришлыми, и местная казанская знать воспринимали друг друга как чужаков; отношения между ними были всегда напряженными. Это неудивительно – основой конфликта между пришлым окружением царственной особы – потомка Чингис-хана – и давно оседло живущей в Казани знати являлась не только (и не столько) разница в образе жизни и привычках, сколько их цели, сильно отличавшиеся друг от друга. Если для местной элиты это было сохранение того, что она уже имела, за собой и в дальнейшем — стабильность, то для пришедшего с ханом окружения важно было скорейшее обогащение за счет «земли», что не могло не приводить к разному видению одних и тех же ситуаций.
Браки на дочерях ногайских мирз имели действенное внешнеполитическое влияние и являлись стабилизирующим фактором на пространстве Золотой Орды и после ее распада. Женщины, символизировавшие «землю», были той нитью, которая связывала людей и государства воедино. Сююн-бике связала собою как Ногайскую Орду, откуда она была родом, так и родные ей Казанское и Касимовское ханства, а также и Московскую Русь
Проводя исследования по истории Мещерского и Рязанского казачества, Касимовский краевед а архивах Посольского приказа 1626 года, нашел упоминание о семье Сююн-бике. В письме местного (Касимовского) чиновника на имя посольского думного дьяка, говорилось о необходимости повышения денежного содержания на семью потомков татарской Царевны и казаков тайну их охраняющих.
Далее исследования уже велись по расходным книгам Царского двора, вплоть до самой Революции 1917 года, можно было отследить, что потомки Царицы Сююн-бике продолжали жить, и средства для их жизни продолжались отпускаться. Оставалось самое трудное установить их судьбу и фамилии под которыми они жили.
По расходным отчетам было видно, что потомки Царской семьи Сююн-бике, не сидели в заточении, они бывали в Крыму, Будапеште, Стамбуле и др. Возможно они принимали участие в неофициальных переговорах с турками, как как потомки великой династии Чингизов.
Конечно, мы надеялись найти нынешних потомков великой татарской Царевны- Принца или Принцессу,по современным понятиям- рассказывает Депутат Касимовской Городской Думы, казачий генерал Валерий Камшилов.
Наши поиски продолжались более 4 лет, в разных уголках России и Мира, благо казаки есть везде.
На Урале и в Тобольске, огромную архивную работу провел генерал ФСК, атаман Уральского Казачества Геннадий Ковалев.
В Казане помогал Ринат Гильманшин.
В Крыму- атаман Ордынских и Мещерских казаков, ахунд ЦФО Танай бек-Чолханов. Он же по нашей просьбе ездил в отдел Центрального городского архива города Будапешта (Budapest Fovaros Leveltara). Благодаря этому нам удалось установить фамилию под которой представители Царской династии Сююмбике прибыли в Будапешт.
Мы, установили пра-пра-правнучку Царевны Сююмбике, на данный момент мы не готовы обнародовать её имя- комментирует Танай бек-Чолханов. Не смотря на то что это будет радость для всего татарского и даже тюркского мира, геополитически мы пока не представляем как может изменить мир появление настоящей татарской Принцессы, представительницы рода Чингисхана, по существу объединительницы всех татар.
Неслучайно даже в советское время её происхождение и фамилию усердно скрывали, только в 30 годы, ее прабабушке было выдано 3 три свидетельства о рождении на разные фамилии, и это только то что сохранилось в архиве у Принцессы. Для неё самой было открытием, узнать о своем происхождении, она сама пока не готова кардинально менять свою жизнь и стать публичной фигурой и даже номинально исполнять представительские функции Царской династии.
Просто объявить её имя не возможно, это и вопрос безопасности который тут же возникнет,и вопрос внутренней и внешней политики- она уже не сможет жить прежней жизнью обывательницы, так или иначе на неё упадет большой груз ответственности как представительны династии и своего народа. Безусловно с ней захотят встретиться на только Российские лидеры татарского народа но и мировые лидеры тюркского мира. Всё очень сложно.
Мы можем сказать только что девушке 30 лет, она живет в Рязани, знает 5 языков.
Валерий Розанов Координатор ЦФО по связям казачества со СМИ