» » "Это бизнес сотрудников ФСИН" Как в России работают мошеннические "тюремные колл-центры"

"Это бизнес сотрудников ФСИН" Как в России работают мошеннические "тюремные колл-центры"

Автор: admin 297  
"Это бизнес сотрудников ФСИН" Как в России работают мошеннические "тюремные колл-центры"

Сегодня, 4 декабря, в двух разных судах России — Головинском районном суде Москвы и в Октябрьском районном суде Екатеринбурга — прошли заседания по делу «тюремных колл-центров», организованных мошенником-рецидивистом Ишваем Давыдовым. 

 

Как стало известно Znak.com, Ишвай Давыдов, находясь в адыгейской колонии, а потом в СИЗО № 2 Москвы, несколько лет подряд терроризировал фото- и видеостудии, а также центры аудиозаписи по всей европейской части страны и Урала, похищая у них дорогостоящее оборудование. Руководитель юридической практики «Руси сидящей» Алексей Федяров считает, что это лишь один из многих примеров теневого бизнеса, к которому самое непосредственное отношение имеют коррумпированные сотрудники ФСИН России.
Арендаторы-мошенники
Одна из фигуранток этой истории — 21-летняя жительница свердловского поселка Новоуткинска Анастасия Селянина. Еще этой весной она была прилежной студенткой, окончившей с красным дипломом Областной техникум дизайна и сервиса». Сегодня суд приговорил ее к 3 годам лишения свободы условно по обвинению в мошенничестве в крупном размере (часть 3 статьи 159 УК РФ). Подсудимая в последнем слове заявила, что не считает себя виновной, и выразила надежду на оправдательный приговор.

Согласно тексту обвинительного заключения (есть в распоряжении Znak.com), 28 мая этого года неизвестный позвонил соучредителю и директору ООО «Студия фокус» (работает под брендом «Светоцех.рф») Алексею Ефимову и предложил взять у него на несколько дней в аренду фотооборудование и студийный свет. 29 мая к Ефимову в его офис на площадке Свердловской киностудии приехала Селянина. Подписала необходимые документы и забрала оборудование: фотокамеру Sony стоимостью около 174 тыс. рублей, объектив Canon, два микрофона-петлички Sennheiser стоимостью более 20 тыс. рублей каждый и несколько аккумуляторов. 30 мая Селянина дополнительно взяла у Ефимова в аренду еще один объектив: Canon стоимостью 184 тыс. рублей и две осветительных установки Arri. Ничего из этого назад девушка не привезла.

«Это съемочное оборудование общей стоимостью около 600 тыс. рублей. В расписке был указан срок сдачи оборудования, но его никто нам не вернул. Начали оттягивать сроки, мол, «вернем завтра». Я понял: что-то пошло не так. Пробил номер и увидел, что он есть в списке мошенников. После этого стало ясно, что надо идти в полицию», — рассказал корреспонденту Znak.com Ефимов. 

По делу Селяниной мужчина проходит потерпевшим. Он подчеркивает, что благодаря оперативникам екатеринбургской полиции похищенное оборудование удалось быстро вернуть. 

«Нашли на Avito мое оборудование. К тому времени оно уже было выставлено на продажу в Челябинске. Тогда провели контрольную закупку», — говорит Ефимов. 

Мошенники к тому времени еще не успели вывезти оборудование в Челябинск, оно хранилось в пригороде Екатеринбурга — Верхней Пышме. Саму контрольную закупку провели в Екатеринбурге. По словам предпринимателя, его спасло то, что похищенная фототехника оказалась «сильно специфичной». «Объектив Canon CN-E чуть ли не единственный в городе, а на камере Sony остался заводской номер, и у меня сохранились все документы на нее», — пояснил собеседник.

"Это бизнес сотрудников ФСИН" Как в России работают мошеннические "тюремные колл-центры"


Ефимов уверен, что бывшая отличница Областного техникума дизайна и сервиса Селянина была в курсе, что участвует в мошеннической схеме. «На суде демонстрировали ее переписку с организатором. Из нее следовало, что он заплатит ей за одну перевозку техники из точки А в точку Б 35 тыс. рублей. Наверное, нет дураков, все понимают, что за один день работы простой курьер такой суммы не заработает!» — говорит бизнесмен. 

Организатором этой аферы он называет Ишвая Давыдова. Ссылаясь на материалы расследования, Ефимов говорит, что свои махинации этот человек проворачивал из мест лишения свободы и среди пострадавших очень много студий, предоставлявших в аренду свое оборудование. В числе прочих упомянул компании, сотрудничавшие с «Мосфильмом».
Работодатель с зоны
Селянину задержали в начале июня на съемной квартире по улице Родонитовой в Екатеринбурге. Позже она подала на имя начальника городского УМВД полковника Игоря Озерова заявление (также имеется в распоряжении Znak.com). В нем девушка утверждала, что сама стала жертвой обмана. По ее словам, в мае она искала подработку через группу «Работа в Екатеринбурге. Подработка. Студентам» в соцсети «ВКонтакте», и 29 мая ей ответил человек, представившийся сначала как Павел Долгов, а после как Александр Медведев. Он предложил ей поработать своим помощником и помочь с перевозкой фотооборудования. Девушка согласилась. 

В дальнейшем они общались по видеосвязи через WhatsApp. «В разговоре с ним на заднем фоне слышны были мужские голоса, звук телевизора, причем позади него висела занавеска», — отмечает Селянина. Позже, анализируя ситуацию, она тоже пришла к выводу, что в тот момент ее наниматель находился в местах лишения свободы. Помимо эпизода, в котором фигурирует Ефимов, девушка упоминает о том, что 1 июня она по просьбе своего псевдоработодателя ездила в Каменск-Уральский. Там она забрала фототехнику у некого Сергея Голошейкина. Как и в предыдущем случае, она передала ее в Екатеринбурге перекупщику по имени Эдуард. 

Селянина говорит, что провела собственное расследование и уверена — в преступную деятельность ее вовлек уже упоминавшийся Ишвай Давыдов. Она говорит, что у человека, с которым она общалась через видеоконференцсвязь, одно лицо с доступными в интернете изображениями Давыдова. Номера телефонов также совпадают. 

"Это бизнес сотрудников ФСИН" Как в России работают мошеннические "тюремные колл-центры"


«Считаю, что Давыдов совершил мошенничество с причинением мне крупного ущерба на общую сумму 803,9 тыс. рублей в виде возникновения у меня договорных обязательств, введя меня вышеуказанным способом в заблуждение относительно своих истинных намерений по использованию им фототехники», — указывает в заявлении на имя начальника УМВД по Екатеринбургу Игоря Озерова девушка. На этом основании она просит привлечь Давыдова к уголовной ответственности.

В пресс-группе УМВД по Екатеринбургу Znak.com подтвердили, что в отношении Селяниной по факту мошенничества расследовалось уголовное дело. Основанием послужило заявление, поступившее в отдел полиции № 7 от потерпевшего 1 июня текущего года. Суммарный ущерб, который был нанесен, составляет 750 тыс. рублей. В полиции также подтверждают информацию о том, что девушка действовала не одна. «В отношении неустановленного пока лица, причастного к организации данного преступления, материалы дела выделены в отдельное производство. Сейчас сотрудники полиции устанавливают его местонахождение», — отметили в пресс-группе УМВД.

Местонахождение Ишвая Давыдова, впрочем, известно. С февраля 2020 года он находится в СИЗО № 2 Москвы. 22 февраля его арестовал Головинский районный суд столицы, а 6 ноября в этот же суд на рассмотрение поступило уголовное дело, возбужденное против Давыдова. Мужчине инкриминируют один эпизод мошенничества по второй части и два эпизода — по третьей части 159-й статьи УК РФ («Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору»). Аналогичное обвинение предъявлено двум его подельникам: Марии Логиновой и Андрею Кудашеву. 4 декабря в 14:00 под председательством судьи Анны Королевой в Головинском райсуде должны начаться слушания по этому делу.
Рабочая схема
Фабула дела известна: четыре ролика о нем на YouTube  соучредитель московского прокатного сервиса ZakazDJ.ru Сергей Белый (DJ White), По словам Белого, в ноябре 2019 года у них арендовали аудиооборудование на сумму в 1,3 млн рублей и не вернули. С арендатором, неким Ильей, они общались по телефону, в офис ZakazDJ.ru забирать системы приезжала Мария Логинова. «За ней приехали две машины такси, оборудование погрузили, и она уехала. Прошел день, оборудование нам не вернули. Илья по телефону говорил, то что он не может, то что заболел. Мария говорила то же самое. Потом оба пропали», — рассказал Белый.

"Это бизнес сотрудников ФСИН" Как в России работают мошеннические "тюремные колл-центры"


Сотрудники сервиса ZakazDJ.ru провели собственное расследование. Пропавшее оборудование они нашли в гараже у перекупщика в Санкт-Петербурге. Попутно выяснили, что за всей этой махинацией стоит Ишвай Давыдов. На тот момент он отбывал срок в исправительной колонии № 2 УФСИН по Адыгее, которая находится в поселке Тлюхстенхабль. «Мы практически сразу узнали его имя, но полиция запретила его раскрывать, опасаясь вспугнуть», —  Белый в последней серии о проводившемся расследовании. Также соучредитель ZakazDJ.ru предположил, что Давыдов занимался таким видом мошенничества очень давно.

А в зоне ИК-1 в поселке Тлюхстенхабль мужчина оказался по приговору Центрального райсуда Тулы, который был вынесен 31 мая 2018 года. Уже имевшему к тому времени судимость Давыдову дали 2 года лишения свободы строгого режима, признав его виновным в мошенничестве в значительном размере (часть 2 все той же статьи 159 УК РФ). Согласно тексту приговора, опубликованному в электронной картотеке суда, Давыдов в августе 2017 года похитил видеокамеру Black Magic и объектив Canon, арендовав их через Avito.ru.

Попав в адыгейскую колонию, Ишвай Давыдов, считает Белый, не только не оставил своих преступных наклонностей, но и преуспел в них, создав в ИК-1 настоящий колл-центр. По сотовому телефону из колонии он договаривался об аренде оборудования, находил подельников, которые перевозили его, и скупщиков краденого. 

«От него пострадало огромное количество людей. Работал в разных сферах индустрии проката: фото, аудио, звук, свет, геодезическое оборудование, мультимедиа. По самым скромным подсчетам он проворачивал как минимум одно дело в неделю. С каждой сделки зарабатывал от 50 тыс. рублей. И что-то мне подсказывает, что от двух и больше. Суммарный ущерб от его деятельности за несколько лет составил 10 млн рублей», — высказал свое мнение в фильме на YouTube Сергей Белый.

Участие Давыдова в хищении оборудования сервиса ZakazDJ.ru смогли доказать по биллингу. Сотрудники ОМВД по Войковскому району Москвы задержали мужчину 21 февраля 2020 года. В этот день подозреваемый вышел на свободу из ИК-1 в поселке Тлюхстенхабль, и прямо на выходе на него снова надели наручники.

Помимо хищения оборудования у ZakazDJ.ru ему вменили инцидент с похищением аудиосистем у одного из столичных диджейских центров и геодезического оборудования. Последнее мошенники брали для того, чтобы якобы срочно проложить железнодорожные подъездные пути. 

По данным Белого, вскоре после того, как Давыдов в качестве обвиняемого по новому делу попал в СИЗО Москвы, он продолжил махинации, причем использовал тот же самый телефон, что и в ИК-1 Адыгеи. Попытка хищения съемочного оборудования у екатеринбургского бизнесмена Сергея Ефимова из этой серии. Потерпевшие не исключают, что деятельность Давыдова была бы невозможна без покровительства сотрудников ФСИН России.
Все телефоны в зонах — с позволения ФСИН
Руководитель юридической практики «Русь сидящая» Алексей Федяров тоже уверен в этом. «Ни одного телефона в системе ФСИН нет и быть не может, если они не пронесены либо некоторыми сотрудниками ФСИН, либо с их одобрения», — говорит наш собеседник. По его мнению, оперативные службы ФСИН вполне способны в онлайн-режиме вычислять все сотовые телефоны, работающие на территории колоний, и блокировать их. В качестве примера он приводит ИК-2 «Покров» во Владимирской области и ИК-13 «Красная утка» для бывших силовиков в Свердловской области. «Ни одного телефона в этих колониях нет, и все потому, что там просто однажды решили — на этом никакого бизнеса они делать не будут», — подчеркнул Федяров.

"Это бизнес сотрудников ФСИН" Как в России работают мошеннические "тюремные колл-центры"


«В остальных случаях такого желания нет. Все просто — это бизнес самих сотрудников ФСИН: создать определенные условия и получать с этого доход», — продолжил юрист «Руси сидящей». Он настаивает на том, что рядовые сотрудники колоний такие колл-центры в одиночку организовать не могут. «У них просто нет возможности сделать закрытые для досмотра помещения, где это можно делать. Понятно, что такие вещи происходят по прямому указанию руководства колоний», — указывает Федяров. По его мнению, даже при этом службе безопасности ФСИН не составит никакого труда быстро навести порядок. «Достаточно 10-15 колоний по стране показательно наказать, и для этого не надо 3 млрд рублей на глушилки», — говорит представитель «Руси сидящей».

  
Social comments Cackle

Новости партнеров