Задержание за взятки начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова, который жил в золотом дворце, вызвало большой общественный резонанс. Его обвиняют в том, что он и шестеро его подельников продавали поддельные пропуска на перевозку грузов и получили за это 19 млн рублей. Для российских грузоперевозчиков эта история не стала неожиданностью. Они заявляют, что такие дорожные поборы — распространенная практика, и 19 млн рублей — это лишь ежедневный доход гаишников-коррупционеров и сотрудников Ространснадзора. Общая же сумма поборов в России по такой схеме — около 100 млрд рублей в год. О том, каким образом водители большегрузов вынужденно платят взятки, Znak.com рассказал президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Поборы на 100 млрд рублей в год
Коррупционная схема до банальности проста. Сотрудники ГИБДД и Ространснадзора сами деньги на стационарных и передвижных постах не берут. Для этого созданы посреднические структуры, которые нередко возглавляют бывшие работники контролирующих органов. Они располагаются в неприметных ларьках, иногда деньги принимаются «решальщиками», что называется, «с колес» — в автомобилях. Водители грузового транспорта перед рейсом платят за то, чтобы без проблем проехать через посты весового контроля. Их вносят в специальную базу, по которой сверяются дорожные инспекторы. Заплатившим мзду также могут поставить штамп в путевом листе или выдать визитку, которые будут своего рода пропуском. Суммы взяток варьируются в зависимости от региона.
Месячный пропуск для одной машины может стоить от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Единовременная плата на трассах составляет от 300 рублей до 3 тыс. рублей. Если брать конкретный маршрут, то дорога из Воронежа в порт Новороссийска обычно обходится водителям большегрузов в 9 тыс. рублей.
По словам Владимира Матягина, проблема имеет системный характер, поскольку такие поборы существуют по всей России. Водители вынуждены платить в каждом регионе, поскольку «абонементы» действуют на ограниченной территории. «Конечно, 19 млн рублей, которые в качестве взяток приписывают начальнику ставропольской ГИБДД — это просто смешно. 19 млн рублей — это ежедневный заработок у гаишников и сотрудников Ространснадзора. Реальная картина оценивается в миллиарды рублей прибыли ежемесячно. Общая сумма поборов в России по такой схеме — около 100 млрд рублей в год! Так что дворцы есть не только у начальника ГИБДД Ставрополья», — отметил собеседник Znak.com.
Для сравнения: по официальным данным, за пять лет с дальнобойщиков через систему «Платон» было собрано почти 130 млрд рублей (около 25 млрд рублей в год). Получается, что по коррупционной схеме можно заработать почти в пять раз больше.
«Давать взятки выгоднее, чем соблюдать закон»
В ассоциации «Грузавтотранс» рассказывают, что с поборами чаще всего сталкиваются водители зерновозов и самосвалов, которые перевозят щебень, песок и строительные материалы. Российские реалии таковы, что платить дань выгоднее, чем соблюдать закон. По действующему законодательству, за перегруз (общий или осевой) положены штрафы от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. В такой ситуации проще дать взятку, которая в десять раз меньше штрафов, и спокойно проезжать без проверок пункты весового контроля и посты ГИБДД. А перегруз при отсутствии наказания — это больший заработок.
«Если я загружаю, к примеру, не 20 тонн, а 60 или больше, то получаю конкурентное преимущество перед другими перевозчиками, кто работает по закону. В таком случае я могу демпинговать, снижать цены на реализуемую продукцию. Но при этом, конечно, из-за перегруза убиваются дороги и мосты, — говорит Матягин. — В настоящее время около 70% зерновиков и, наверное, 100% самосвалов „заносят“ деньги и едут с перегрузами. Это системная проблема. Сотрудники ГИБДД и Ространснадзора выходят на дорогу не для того, чтобы блюсти закон, а чтобы заработать. И возникает парадокс — давать взятки выгоднее, чем соблюдать закон. Но пока перевозчики платят, порядка в экономике не будет».
Тех же, кто не хочет давать взятки, вносят в черные списки и останавливают по любым поводам, не давая спокойно завершить рейс. Матягин объясняет, что то же зерно — это инертный материал, который перемещается по кузову и часто без труда можно установить превышение нагрузки на одну колесную ось грузового автомобиля. За перевес, помимо крупного штрафа, фуру могут отправить на штрафстоянку, и тогда водителю все-равно придется как-то договариваться. Докопаться могут не только к перегрузу, но еще к отсутствию тахографа, к несоблюдению режима труда и отдыха, к техническому состоянию автомобиля — факторов много.
«Бывает, гаишники говорят: платите или если есть кому позвонить, договориться — звоните. Это называется „звонок другу“. И уже куратор решает с инспекторами все вопросы. Сотрудники контролирующих органов заинтересованы в том, чтобы водители платили. И эти деньги идут с самых низов по цепочке наверх», — отметил глава национальной ассоциации «Грузавтотранс».
«Ждем новых арестов коррупционеров»
Владимир Матягин подчеркивает, что его ассоциация занимается темой бесконечных поборов уже несколько лет. Представители грузоперевозчиков организовали общественный контроль и на протяжении долгого времени фиксируют то, как гаишники и сотрудники Ространснадзора закрывают глаза на перегруженные фуры, водители которых дают взятки.
Рейды проводились, в частности, в Краснодарском крае и Ростовской области, при этом информацию о нарушениях получали из Ставропольского края и многих других регионов. Местные силовые и надзорные органы на жалобы общественников отвечали отписками. Поэтому «Грузавтотранс» начал напрямую взаимодействовать со Следственным комитетом России и администрацией президента РФ. В 2020 году Владимир Матягин встречался по этому поводу с председателем СКР Александром Бастрыкиным. Результатом этой работы, как считают в ассоциации, и стало задержание начальника управления ГИБДД Ставропольского края и его подчиненных.
«Арест высокопоставленных нарушителей закона — событие, безусловно, знаковое и резонансное. Но мы ждем „продолжения банкета“ и принимаем прогнозы на то, кто будет следующий: Краснодарский край или Ростовская область. Хочется надеяться, что силовики не ограничатся задержанием одного начальника регионального управления ГИБДД на фоне предстоящих выборов в Госдуму. Проблема, как я уже говорил, системная — поборы в каждом регионе. Необходимо выявить и разрушить всю коррупционную систему. В противном случае все высокопоставленные чиновники уйдут от ответственности и продолжат радоваться жизни в дворцах, построенных на взятки. Мы в свою очередь готовы предоставить следственным органам всю необходимую информацию. Но хотелось бы, чтобы федеральные следственные органы и ведомства на местах были действительно заинтересованы в борьбе с коррупцией», — заключил Владимир Матягин.
Взятки и дворец начальника ГИБДД Ставрополья
Начальника управления ГИБДД по Ставропольскому краю Алексея Сафонова задержали 20 июля, на следующий день по решению суда его арестовали. Сафонова обвиняют в том, что он и шестеро его подельников, среди которых еще два сотрудника ставропольского ГИБДД и четверо гражданских, продавали поддельные пропуска на перевозку грузов и получили за это 19 млн рублей. Взятки, по данным следствия, приходилось платить тем, кто осуществлял грузоперевозки зерновых культур и инертных товаров. «Указанные пропуска позволяли владельцам автотранспорта беспрепятственно осуществлять грузоперевозки с нарушениями административного законодательства по территории Ставропольского края, в том числе через стационарные и передвижные посты ГИБДД», — пояснили в Следственном комитете.
В рамках уголовного дела проведено более 80 обысков, в ходе которых изъяты крупные суммы денег и дорогостоящие автомобили. В группировку Сафонова, как говорят следователи, входили также бывший начальник отдела УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Александр Аржанухин, инспектор УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Виталий Мельчиков и четверо гражданских лиц. Кроме того, был задержан заместитель Сафонова Александр Ткаченко. 20 июля министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев уволил начальника ставропольского управления МВД Сергея Щеткина.
Следственный комитет опубликовал видео из роскошного особняка Алексея Сафонова. На кадрах показаны интерьеры нескольких комнат с золотой лепниной и дорогой мебелью, росписью стен в стиле рококо, напольными вазами, тяжелыми золотыми портьерами и хрустальными люстрами. В доме оказался позолоченным даже унитаз. А еще в одной из комнат стоял трон. Сам Сафонов подтвердил, что проживал в этом дворце, но открестился от дизайна дома. Он пояснил, что особняк принадлежит его гражданской супруге, которая и занималась его дизайном.