Положительное отношение россиян к «теневой» экономике демонстрирует рост с 2001 года, следует из результатов социологического опроса, проведенного во вторник РАНХиГС.
Одобрительное отношение россиян к различным проявлениям «теневой» экономики свидетельствует об их потенциальном участии в «теневых» экономических процессах, предрасположенности к нарушению установленных законом норм.
Более вероятно, что человек, не считающий нарушение закона чем-то предосудительным, будет, например, работать без оглядки на уплату налогов государству, подчеркивает РАНХиГС.
«Порядка 2/3 опрошенных прямо или косвенно (в качестве потребителей) в течение одного календарного месяца включены в неофициальный оборот денежных средств», — свидетельствуют результаты опроса.
В тени кризиса
Эта тенденция неизбежна, потому что в кризисные периоды и бизнесмены, и наемные работники стремятся уйти в тень, а кризисные периоды в России становятся все более частым явлением, говорит бизнес-омбудсмен по Москве Михаил Вышегородцев.
«В российских реалиях участники экономической деятельности поставлены перед очень жестким выбором: либо ты сохраняешь бизнес, но переводишь его полностью или частично в „серую зону“, либо ты играешь сто процентов „в белую“, но тогда разоряешься за один финансовый цикл. Потому что налоговая нагрузка, а также косвенные поборы на бинес в России таковы, что вести бизнес полностью легально практически невозможно, особенно если речь идет о малом бизнесе», — сказал он «Ридусу».
Например, любой частный предприниматель вынужден закладывать в стоимость товаров или услуг до 10% надбавки именно за счет расходов на многочисленнеы проверяющие (а точнее, «доильные») инстанции.
«Доходов у участников экономической деятельности в связи с кризисом становится меньше, а расходы не только не уменьшаются, а наоборот, растут. Если ты не уходишь в тень, у тебя просто не хватит доходов, чтобы покрыть расходы. Бизнес неизбежно стремится минимизировать расходы просто чтобы выжить. И это выгодно и потребителю, потому что товары и услуги в теневом секторе априори дешевле тех, что вращаются в „официальном“ сегменте, и покупатель голосует за них рублем», — говорит Вышегородцев.
Бизнесмены уходят в тень не из-за жадности или безответственности. Они делают это от безысходности, добавляет он: «По моему опыту общения с бизнесом я знаю, что бизнесмен хочет быть честным. Но ему не дают быть таковым налоговая, арендная и прочие системы».
Покупай легальное
Чтобы вывести бизнес из тени, никакие силовые методы не помогут. Нужно прививать в обществе культуру именно легального потребления товаров и услуг, подчеркивает омбудсмен.
«Довольно давно в стране ведется кампания социальной рекламы „Покупай российское“. Вот точно так же надо бы запустить рекламу „Покупай легальное“. Это ведь позитивно для обеих сторон любых сделок, будь то услуги няни, аренда жилья или перевозки. Если мы научим людей негативно относиться к полулегальному рынку услуг, то он исчезнет сам собой», — говорит он.
Это не так идеалистично, как может показаться. Удалось же в больших городах вытеснить с рынка пассажирских перевозок частный извоз — те самые печально знаменитые «шахид-такси», которые одно время были неотъемлемой частью московских улиц (и московского городского фольклора).
Планы прижать «теневиков» рублем уже начали реализовываться правительством в сфере медицинского страхования. Ранее в октябре Минтруд и Минздрав поддержали инициативу обложить работающих«за кэш» россиян своеобразным «налогом на тунеядство».