Число погибших от отравления контрафактным «Боярышником» в Иркутске выросло до 30 человек, более 40 госпитализировано к обеду понедельника по местному времени.
Местные алкоголики употребляли средство для принятия ванн «Боярышник» внутрь. Цена шампуня в местных магазинах бытовой химии составляет около 40 рублей.
Сообщения из Иркутска вызывают в памяти похожие сообщения времен антиалкогольной кампании «Трезвость- норма жизни!», инициированной при Михаиле Горбачеве, но причины тогдашних и сегодняшних массовых отравлений суррогатами совершенно различные, говорит основатель общественного движения «Антиалкогольный фронт» Евгений Буянов.
«В конце 1980-х люди пили всё, что горит, по причинам административного характера, вызвавших искусственный дефицит — купить нормальный алкоголь было почти невозможно из-за суровых ограничений на его продажу. Сейчас алкоголя — хоть залейся, и легального, и контрафактного. И переход на суррогаты происходит полностью по социально-экономическим причинам», — сказал он «Ридусу».
Таковых причин не так уж много, пересчитать хватит пальцев одной руки: снижение уровня жизни, рост безработицы и общая потеря жизненных ориентиров у большинства россиян. Все это вместе взятое приводит к беспросветной депрессии, когда человеку становится всё равно, что он пьет — потому что у него развивается безразличие к собственной жизни.
«Это для независимо мыслящих людей, вроде нас с вами, жизненные трудности являются мотиватором к тому, чтобы не сидеть на месте, активнее крутиться, пробивать себе дорогу вопреки обстоятельствам. А для той массы россиян, которая привыкла надеяться не на свои силы, а на поддержку государства, это крайне депрессивная ситуация — увидеть, что государство тебя бросило на произвол судьбы», — полагает Буянов.
Хуже того, чем зажиточнее (пусть относительно) жили те или иные города и поселения в предыдущие годы, тем больнее их жители ощущают приход «новой экономической реальности», просто по контрасту.
«В моей родной Башкирии, например, несколько лет назад была принята программа „Трезвое село“. И за эти годы жители ряда деревень и сел в самом деле весьма гордились тем, что к ним постоянно приезжали журналисты и чиновники, освещать и перенимать такой необычный опыт. Для сельчан это была такая своеобразная „фишка“, которая давала им возможность осознавать свою продвинутость. Но затем республиканские власти наигрались и программа как-то быстро завяла. В результате эти некогда трезвые села сейчас скатились в число самых пьющих по Башкортостану. Потому что люди посчитали, что их использовали и бросили», — рассказывает Буянов.
На этом фоне власти некоторых регионов России принимают превентивные меры, чтобы сделать трезвость нормой жизни. Так, в Чечне в начале декабря закрылись все торговые точки, продававшие спиртные напитки.
В ноябре Министерство финансов России собиралось приравнять настойку боярышника к алкогольным напиткам.
«С момента введения ЕГАИС стал появляться суррогат — такие, как настойка боярышника. Их тоже потребляют, и вреда здоровью в принципе нет. Думаю, что можно ввести ЕГАИС на боярышник и другие бальзамы», — заявил тогда замглавы Минфина Илья Трунин.
Трунин явно оказался человеком глазливым.