В ночь на 26 апреля 1986 года профильные институты получили сигнал с Чернобыльской АЭС, который гласил о ядерной, радиационной опасности. Уже после стало известно, что на 4-м блоке станции произошло 2 взрыва, вследствие чего реактор полностью был разрушен.
На место происшествия были направлены лучшие кадры, однако об их судьбе известно далеко не многим.
Одним из таких был специалист по физико-химическим процессам, академик Валерий Легасов. В частности его включили в правительственную комиссию и направили на место трагедии в Чернобыль.
На тот момент, никто не имел опыта ликвидации подобных аварий. Валерий Легасов предложил засыпать с вертолетов реактор смесью бора, свинца и доломитовой глины, он также одним из первых настоял на полной эвакуации города Припяти.
Так как радиоактивное облако направлялось в сторону Европы, Советскому Союзу грозили иски, однако 5-часовой доклад, который представил Легасов на конференции экспертов МАГАТЭ в Вене, можно сказать, смягчил отношение к Советскому Союзу.
Легасова 2 раза представляли к званию героя Социалистического Труда, однако по причинам слишком откровенной оценки чернобыльской аварии, ограничились именными часами «Слава».
Во время расследования академиком было предложено создать группу журналистов, которые бы освещали события на Чернобыле, а также сообщали населению как себя вести. Но было принято решение не разглашать информацию, так как в правительстве боялись паники.
Сам же Легасов получил лучевую болезнь, которая с каждым днем прогрессировала. Даже в такие тяжелые жизненные моменты, он столкнулся с враждебностью среди коллег. В 1987 году состоялись тайные выборы в научный совет института: Легасов получил 100 голосов «за» и 129 «против».
Единственной поддержкой для акадамика являлась его семья. По словам жены, на тот момент, Валерий Алексеевич переживал глубокий психологический кризис. А события на ЧАЭС стали для Легасова роковыми.
«После чернобыльской катастрофы отец многое переосмыслил. Он был патриотом, тяжело переживал за произошедшее, за страну, за людей, которых коснулась авария. Он переживал за нерожденных детей, брошенных в зоне отчуждения животных. Это растревоженное милосердие, которое ему было присуще, видимо, и жгло его изнутри», — вспоминает его дочь Инга Валерьевна.
Спустя 2 года после аварии 27 апреля 1988 года Легасова нашли мертвым у себя в домашнем кабинете. Академик покончил жизнь самоубийством.
28 апреля он должен был представить правительству данные своего собственного расследования причин катастрофы. По некоторым данным, часть информации, которую записал Легасов на диктофон, была стерта. Однако, по словам его дочери, архив в семье сохранился:
«Я не знаю, что было стерто. Тот архив, который был в семье, сохранился. В Интернете ходит немало расшифровок записей, которые действительно принадлежат отцу, но есть и те, которые к нему не имеют никакого отношения».
Что касается смерти академика, то версия с убийством не рассматривалась, однако вокруг его смерти до сих пор происходят споры. Некоторые говорили о том, что Легасова сломала система и люди, которые ее охраняли.
Так в 1988 году академик Феоктистов прокомментировал:
«Прямого виновника его гибели не было: никто нож не взял, в грудь не воткнул. Но были люди, которые, зная о нездоровье Легасова, разыгрывали эту карту и довели его до гибели».
«Мы понимали, что человек уходит из жизни. Отец постепенно перестал есть, перестал спать. Сильно похудел. Лучевая болезнь — страшная вещь. И отец прекрасно понимал, как он будет уходить, как это будет мучительно. Наверное, он не хотел быть в тягость маме. Он ее обожал. До последнего дня писал ей стихи, признавался в любви», — рассказала дочь Валерия Алексеевича.
Только в 1996 году Легасову Валерию Алексеевичу было присвоено Героя России посмертно.