В это воскресенье, 25 июня, в 3 часа дня, стальная табличка «Последнего адреса» появится еще на одном доме в Москве, и это очень важный дом, с адресом, полным особенного символического значения.
На Лесной улице, дом 8/12 уже есть один знак с именем: небольшая и очень простая гранитная доска. Здесь жила и осенью 2006 была застрелена наемными убийцами Анна Политковская.
А еще в этом доме жил Соломон Абрамович Рябенький.
Рябенький, да. Соломон Абрамович. Директор одного из НИИ Наркомата оборонной промышленности СССР, ученый-химик. Расстрелян в апреле 1938 года по обвинению в «шпионаже».
Ну вот теперь на одном доме будут висеть рядом два знака, с именами двух жертв политических убийств. Между двумя преступлениями - 68 лет. А суть одна: тоталитарное государство - это такое, которое убивает легко, потому что человеческая жизнь для него ничего не стОит. Это государство здесь, никуда не делось, цело и невредимо, мы по-прежнему его граждане, и оно все так же готово убивать.
А чуть раньше, в час дня, будут установлены еще 4 знака - по адресу Новокузнецкая улица, 4/12 строение 1.
Согласно базам «Мемориала», пять жильцов этого дома были расстреляны в годы Большого террора, четверо из них были сотрудниками московской милиции, в органах которой в начале 1938 года НКВД «выявил и ликвидировал» несколько «националистических контрреволюционных террористических шпионских вредительских организаций».
Яков Борисович Ляндау, Фриц Фрицевич Динсберг, Вильгельм Антонович Святик, Лео Альбертович Аушпиц - немец, латыш, поляк, венгр. Целый милицейский шпионский интернационал в нескольких соседних квартирах: все расстреляны с августа 1937 по апрель 1939. Ну и заодно еще один сосед-шпион, "подготовитель терактов",- Адам Людвигович Шипровский, партработник. Чего уж там: все эти, со странными фамилиями, одним миром и на одно лицо, так что пусть лежат в одной яме.
Приходите в воскресенье. Посмотрите своими глазами, как возвращаются в город эти последние адреса.