Как цифровые технологии довели людей, и что с этим делать.
Цифровые технологии продолжают влиять на качество мышления человека. Как выяснили ученые Института исследования мозга (Statistic Brain Research Institute), в современном мире уже сложилась устойчивая тенденция к ухудшению концентрации внимания. В ходе экспериментов выяснилось, что сегодня человек способен сосредоточиться на информации в течение 8 секунд. «Золотая рыбка может 9 секунд», — приводит сравнение научный сотрудник Института институциональных исследований Высшей школы экономики кандидат социологических наук София Докука. А еще 15 лет назад мы могли удерживать внимание на предмете около 12 секунд. По словам эксперта, снижение концентрации связано с потреблением медиаконтента. Мышление человека становится клиповым, то есть он постоянно переключается с одного предмета на другой, причем нередко они никак не связаны между собой. Сегодня информации очень много и она очень разрозненная. Эти огромные потоки неструктурированной информации из социальных сетей, медиа и других каналов нам необходимо аккумулировать и встраивать в нашу картину мира. Наш организм пытается адаптироваться и делает это, меняя механизмы мышления, поясняет София Докука.
Узнай себя
Явных признаков у этого явления несколько. Во-первых, человек не может погрузиться с головой в один конкретный массив информации. Например, начиная читать книгу, ежеминутно отвлекается на проверку социальных сетей и почты. Одно исследование на эту тему показало, что офисные работники в среднем проверяют свою почту 30 раз в час, то есть раз в две минуты. Клиповое мышление и развитие технологий сказывается и на качестве памяти человека. По статистике, сегодня 25% людей забывают о важных моментах из жизни близких, а 7% забывают даже даты своих дней рождения. Зачем держать в голове даты и факты, если все это есть в гаджете, который к тому же может обо всем вовремя напомнить.
Мы все тупеем?
По мнению эксперта по социологии, такая трансформация мышления и памяти вовсе не означает, что люди становятся глупее или ленивее. «Скорее, мы эволюционируем и приспосабливаемся. Если говорить о плюсах, то нужно отметить в первую очередь то, что именно такой способ потребления информации позволяет нам перерабатывать ее огромные объемы в короткие сроки. Можно сказать, что мы много и быстро читаем по диагонали, а не учим наизусть», — отмечает София Докука в интервью изданию Anews.
Однако есть и минусы такого типа мышления. Один из них — потеря системности восприятия и ухудшение долговременной памяти. Кроме того, находясь в постоянном поиске новой информации, потребитель начинает воспринимать ее менее критично. Прочитав что-то на одном сайте, мало кто станет искать подтверждение информации на других ресурсах, не говоря уже о том, чтобы заглянуть в книгу. В связи с этим некоторые ученые видят связь между клиповым мышлением и уязвимостью для манипуляций мнением, говорится в статье издания.
Как избежать негативных последствий
Одним из действенных способов запомнить важную информацию является ее дополнительная фиксация. Многие знают, что список дел на день лучше сохранится в голове, если его прописать на листе бумаги — пока в школах и университетах клавиатуры не заменили ручки, механическая память еще нам под силу.
Тем, кто не желает стать жертвой манипуляций, стоит культивировать критическое мышление. Подвергайте сомнениям предлагаемые вам факты, проверяйте их достоверность, уточняйте детали.
Чтобы погрузиться в предмет с головой, нужно концентрироваться на нем не менее 25 минут. Чтобы избавиться от привычки постоянно заглядывать в Facebook или Instagram, делите работу на блоки и заходите в соцсети в перерывах между ними в качестве вознаграждения.
Полезно регулярно проводить «цифровой детокс» — хотя бы на день вообще отказываться от гаджетов, снизив тем самым поток потребляемой информации. В это время мозг сможет «переварить» накопленные данные, избавиться от ненужного и закрепить важные сведения.
Не стоит забывать о бумажной литературе, особенно больших формах произведений. Аудиовизуалам подойдет и просмотр познавательных, серьезных фильмов.