В субботу, 7 октября, по всей России пройдут акции протеста, к проведению которых призвал оппозиционер Алексей Навальный. Политик пообещал, что пикеты организуют его штабы, которые работают в 80 городах. Между тем проведение акций, которые, по словам Навального, приурочены к 65-летнему юбилею президента Владимира Путина, были санкционированы только в нескольких городах. Среди них Архангельск, Калининград, Киров, Курск, Оренбург и Петрозаводск.
Тем не менее Навальный призвал россиян выходить на несогласованные митинги и в других городах. В Москве акция в поддержку политика должна пройти на Тверской улице, а в Санкт-Петербурге - на Марсовом поле. Самого Навального и начальника его штаба Леонида Волкова 29 сентября арестовали на 20 суток за призывы к участию в несанкционированных акциях. В пятницу, 6 октября, полиция провела обыск в московском штабе Навального.
О том, что команда политика ожидает от акций протеста, и как она планирует обеспечивать безопасность участников несанкционированных шествий, DW поговорила с координатором подготовки наблюдателей федерального штаба Навального Николаем Левшицем.
DW: Расскажите, что будет происходить 7 октября? Какие акции запланированы и в каких городах они пройдут?
Николай Левшиц: Мы будем проводить акцию за допуск Алексея Навального к выборам во всех городах, где есть штабы Навального, где есть неравнодушные люди. В принципе, это такие негласные „проводы Владимира Путина на пенсию": ему исполняется 65 лет. Где-то мероприятия согласованы, где-то они будут проводиться в гайд-парках (площадки для проведения публичных мероприятий. - Ред.), где-то они согласованы юридически, потому что очень часто администрация не дает ответа.
- Что будет происходить в тех городах, где акции не были согласованы?
- Это будет либо серия одиночных пикетов, либо раздача листовок и газет в рамках агитации за Алексея Навального. В юридическом смысле это не является акцией. Но мы все-таки настаиваем, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, где администрация и мэрия отказались согласовывать наши акции, что мы все равно выйдем на Марсово поле и на Тверскую улицу.
- Чем городские власти объясняют отказ согласовывать митинги?
- Они называют разные и совершенно абсурдные причины, вплоть до того, что выдвижение Алексея Навального (кандидатом в президенты на выборах в 2018 году. - Ред.) неконституционно. Часто не предлагают альтернативных площадок. В одном из городов мы подали заявки на 50 площадок, но администрация ответила, что они все заняты. У нас есть примеры видео, где активисты приходят на эти площадки - и они оказываются совершенно пустыми. Эти действия администрации направлены на то, чтобы сорвать наши мероприятия.
- Могут ли аресты Алексея Навального и Леонида Волкова повлиять на проведение акций?
- Акции в любом случае состоятся, с Алексеем Навальным и Леонидом Волковым - или без них. Власти просто еще раз продемонстрировали свое неумение вести переговоры. Может быть, митинги будут чуть менее многочисленны, чем обычно, а может быть наоборот. Не исключено, что этот беспредел, который мы наблюдаем на это неделе - задержания, аресты, обыски - подтолкнет больше людей к тому, чтобы выйти на митинги.
- Опыт предыдущих акций показывает, что на несогласованных шествиях постоянно происходят массовые задержания. Почему вы призываете людей во что бы то ни стало выходить на улицы, если знаете, что арестов и задержаний избежать не удастся? Не считаете ли вы это безответственным?
- Во-первых, есть статья конституции, которая позволяет собираться мирно, без оружия и высказывать свои требования. Да, задержания возможны, но это тот риск, который любой гражданин России несет ежедневно. Мы можем быть задержаны по любому поводу - на массовых акциях, находясь у себя дома или где-то еще. Нужно признать, что Россия сейчас - это полицейское государство, которое не отвечает базовым правовым принципам. Поэтому задержать могут везде.
- Что штаб Навального планирует предпринять, чтобы люди, которые выйдут на несогласованные акции на этот раз, не пострадали?
- Мы всегда говорим и говорили, что мы не оказываем сопротивления сотрудникам полиции, мы не толкаемся. Если предлагают пройти в так называемый автозак, мы спокойно идем. Мы соблюдаем законность, мы не хотим провокаций и ни в коем случае их не устраиваем. Мы соблюдаем закон и действуем мирно и спокойно. Я очень надеюсь, что, если полиция сама не спровоцирует чего-то, что было раньше, то все пройдет мирно. Если бы власти были несколько умнее, они бы дали нам собраться. Мы бы высказали свое мнение и разошлись.