В рождественских богослужениях приняли участие менее 2% россиян – посчитали скрупулёзные аналитики, и решили, что русские – нация атеистов.
Зря они сделали такой вывод. Россия – это вообще последняя страна в мире, где зло остаётся злом, а неправедное богатство – неправедным, даже если всё сделано в соответствии с текущим законодательством, одобрено парламентом и освящено высшими идеологическими иерархами. Что это, если не главный признак веры в высший суд, над которым не властен суд земной?
Проблема слабой посещаемости церквей имеет совсем другую причину. Вопрос стоит в необходимости посещения храма и исполнении храмовых религиозных ритуалов, как неотъемлемой части веры, без чего христианин таковым уже не является… Или всё же является?
Тема эта так до сих пор и не раскрыта. Однозначные ответы не получены. Кто истинно верующий? Кто больше христианин? Тот, кто исправно ходит в храм или тот, кто живёт (старается жить) по заповедям Нагорной проповеди?
Я уже много раз приводил пример с гопником, который между налётами буквально живет в церкви, бьёт земные поклоны, стоит службы, знает наизусть псалтырь, щедро жертвует на храм и одаривает нищих на паперти. Как антипод - многодетная мать, которая одна поднимает троих детей. У нее нет ни времени, ни сил на отправление религиозных ритуалов, ни денег – на пожертвование… Кто из них двоих «более для матери-истории ценен»?
Усугублю. Евгений Родионов, который посещал церковь не чаще, чем остальные современные мальчишки, но отказался снять нательный крест, за что и был обезглавлен ваххабитами, он христианин или атеист? Он ведь точно один из тех, которые не попал в 2% пришедших на Рождество в церковь. И сколько таких родионовых, не знающих ни одного слова из молитвослова, но готовых принять мученическую смерть за отказ отречься от православия?
Что-то надо менять в нашей христианской «консерватории», которая никак не может разобраться, кто истинно верующий, а кто просто исполнитель церковных ритуалов. Остро требуются какие-то другие измеряемые критерии христианства, кроме «ходит-не-ходит в церковь».
Раньше посещение храмов было гораздо интенсивнее отнюдь не от высокой религиозности. Человек всегда был зверушкой практичной, и церковь ему в этом исправно потакала. Нигде, кроме как в церкви, не было такой концентрации услуг, совершенно необходимых для удовлетворения самых что ни на есть мирских потребностей. Храм, кроме отправления религиозных обрядов, был и ЗАГСом, и библиотекой, и начальной школой, выполнял функции сейфового хранилища, вел летописи, решал споры, был для паствы социальной сетью, местом психологической реабилитации и прочая, прочая, прочая…
Неудивительно, что при такой вовлеченности в жизнь простых граждан, при такой концентрации предложений, помогающих населению жить и выживать, посещаемость храмов была более, чем солидная. Никуда не денешься от суеты сует. 99% обычных людей 99% времени посвящают отнюдь не размышлениями о спасении души, а гораздо более земным проблемам. И как только эти проблемы они смогли решать за пределами храма, в приходах остался этот самый 1%, который на праздники удвоился. И это очень большое достижение!
Что делать?
Можно оставить всё как есть. И тогда каждому новому поколению будет всё труднее объяснять своим детям, зачем необходимо приходить в это здание. Ведь благодаря современным средствам коммуникации все это можно услышать и посмотреть дистанционно. Для того, чтобы поверить в то, что мы произошли не от обезьяны вполне достаточно математических расчетов, основанных на теории вероятности. А красота и загадочность церковных обрядов в наш век виртуальной реальности, легко переходящей в реальную, в борьбе за внимание молодёжи имеет серьезных и беспощадных конкурентов.
Но можно и вернуться к истокам, к тому времени, когда христианские пастыри не только рассказывали, но и показывали, как надо жить, тем более, что потребность в этом определенно присутствует.
Оскомину набила непорядочность при ведении дел недобросовестными коммерсантами. Самое время продемонстрировать, как вести дела и организовывать производство в соответствии с христианскими заповедями. В апогее находится общенародная ненависть к процентщикам. Именно это время – самое подходящее для демонстрации альтернативной системы кредитования, в которой отсутствует ненавидимый всеми ссудный процент.
Люди вкусили индивидуализма, где эгоизм – достоинство, а наглость – счастье, и их тянет теперь со страшной силой в коллективизм, где лежачих не бьют, своих не сдают, где «один за всех и все за одного» - норма, а «наших бьют» - прямой приказ без единого шанса на его невыполнение.
Народ черпнул полной ложкой неограниченного потребления и его резко потянуло в противоположную сторону – в сторону разумных ограничений и традиционных семейных ценностей, которые являются единственной опорой во времена сложных социальных пертурбаций и экономической нестабильности.
Вот тут бы и проявить церкви свои лидерские качества, которые она проявила во времена Сергия Радонежского…
А пока она, осознавая проблему, тщетно пытается нащупать вот эти вот свои общественные объединяющие функции. Как бы так сделать, чтобы все сказали: "ну вот это да, вот тут церковь молодец, пускай народ прёт, это очень даже хорошо, что он туда прёт..."
Пока она просто стоит сама по себе... Пробует что-то там с молодежью работать, одежонку раздавать. Но всё как-то вымученно, ущербно, без души. Иногда получается и даже очень, а местами – дешевле выкрасить и выбросить… Всё зависит от места и от человека. А надо чтобы не само по себе, чтобы автоматом. Поставил храм, а он уже для чего-то и нужен, кроме прямых своих функций. И чтобы оно всё гармонично так вписалось одно в другое. Кто Богу молиться - пожалуйста, а кто там не знаю что, согласно новейшего концепта - так вот на тебе на здоровье! Мы же тут для этого и стоим!
Очень нужны эти дополнительные функции, которые людей склеивают! Однозначно! Кто бы ещё придумал – какие!
Если церковь всё ещё называет прихожан паствой, то очень странно слышать про работу пастуха, который не собирает свою паству по окрестностям, а ждёт, когда она сама к нему протопчет дорогу. В таком случае скорее всего у такого пастуха всё стадо понемногу уведут лихие люди, кого силой, а кого посулами. Такое поведение пастуха, как минимум, непрофессионально. Вряд ли кто из селян доверит ему свою телушку, и уж тем более - корову дойную.
В условиях пассивности традиционных конфессий мальчики в белых рубашках получают карт-бланш на одурачивание граждан. Не противостоять им преступно. Не замечать их глупо. Но и они не самая большая беда. ИГИЛ разворачивает и очень хорошо финансирует свою миссионерскую и рекрутскую деятельность. Людей, предоставленных самим себе, конкретно вербуют в террористы. Война на дворе, враг у ворот, а церковь не делает ни одной попытки мобилизовать население. Покрошат же всех в мелкую капусту, причем сделают это руками наших собственных детей, от которых отмахнулась власть, самоустранилась церковь. Этим уже начали пользоваться мрачные бородатые дядьки в чалмах.
Ну а дорогие часы, Каены, езда по пьяной лавочке... это всё уже только вишенка на торте…
А когда задаешь вопрос о явной тяге служителей культа к материальным благам и недостойном поведении, то получаешь на все один и тот же ответ: "Так было угодно Богу." Да зашибись позиция! А давайте на вопрос "Почему мал запас продольной устойчивости на вашем самолете при некоторых вариантах загрузки?" я буду тоже отвечать "Так угодно Богу..." И в сертификат пусть эти слова впишут. А если потом будет какое-нибудь расследование, то мы и в акт эти слова потом впишем.
Я, наверное, рассуждаю слишком примитивно. И тем не менее, ни один из воцерквлённых не приложил никаких усилий наставить меня «на путь истинный», хотя я сам бы не против пообщаться, проникнуться, войти в положение и т.д. И, как я заметил, подобных мне, с аналогичной позицией, много…