Нужно ли расширять полномочия авиаэкипажа. [/i]Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ» «Аэрофлот» вновь призвал ужесточить меры против авиадебоширов. После того, как в полете утихомирили очередного хулигана, компания призвала законодательно разрешить экипажу применять специальные сдерживающие средства. Стоит ли расширять полномочия членов экипажа? И готовы ли к этому сами работники авиакомпаний? Об этом — Николай Долгополов.Инцидент произошел на рейсе «Аэрофлота» из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Пассажир бизнес-класса Владимир Колотыгин, употребив алкоголя больше, чем мог усвоить его организм, прошел все стадии правонарушения — вел себя вызывающе, оскорблял экипаж и ударил одного из бортпроводников. Командир воздушного судна уже приготовился к вынужденной посадке в Новосибирске. Однако экипажу все-таки удалось усмирить дебошира — помогли пассажиры рейса. После приземления его передали в полицию.Подобные ситуации нередко возникают в воздухе, говорит стюардесса одной из крупных авиакомпаний Виктория Рязанова:«Сначала ты подходишь к человеку и говоришь: пожалуйста, не пейте. Он говорит: хорошо. Второй раз подходишь, говоришь: официально вам выговор. Третий раз, если он тебя не понимает, ты несешь ему уже письменное предупреждение».Пассажир может делать все, что хочет — может разорвать или оставить. Но нам это может помочь в этом случае разрешить удерживать этого человека в связанном состоянии. Нам запрещено связывать, нам запрещено его удерживать. Нас бьют, мы терпим.Виктория РязановаСтюардесса одной из крупных авиакомпаний «Аэрофлот» уже неоднократно предлагал законодательно разрешить членам экипажа применять в полете специальные средства сдерживания. В большинстве зарубежных авиакомпаний для этого используются пластиковые или металлические наручники. В Корее бортпроводники могут применять электрошокеры, во Франции экипаж имеет право связывать нарушителей, а в Австралии — использовать физическую силу для усмирения и изоляции дебоширов. По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, в России пока нет правовых оснований для противодействия хулиганам.«На сегодняшний день все, что может кабинный экипаж — как уже в ставшем известным анекдоте президента — выйти к дебоширу и сказать: “Московское время 12 часов 5 минут”. Ни спецсредств, ни полномочий у них больше нет. А дебошир в это время совершенно не контролирует свои действия, просто словами на него воздействовать бесполезно. Поэтому надо разрешить использование спецсредств и дать кабинному экипажу использовать физические меры воздействия на дебоширов», — объясняет эксперт.При этом электрошокеры, огнестрельное оружие и баллончики с газом выдавать экипажу не стоит, уверены эксперты. Их применение в салоне самолета на высоте 10 тыс. метров даже опаснее, чем выходки дебоширов. Да и соответствующих навыков у бортпроводников пока нет, считает действующий пилот гражданской авиации, президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук:«На данный момент наша отрасль к этому не готова. Если бригады брать, то там на восемь-десять человек максимум двое мужчин, и то они будут не самые сильные. В основном это женщины. Экипаж не готов к кулачным, скажем так, боям с дебоширами, а там могут быть и крепкие мужики. Поэтому если меры принуждения физического разрешать, то это люди должны быть специально подготовлены».Сейчас авиадебоширам по закону грозит до пяти лет лишения свободы. Но в случае экстренной посадки всего из-за одного нарушителя авиакомпании теряют десятки тысяч долларов, а у сотен пассажиров рушатся планы.Читайте также
Права человека в самолетеВозможно, если бы членов экипажа раньше снабдили пластиковыми наручниками и скотчем на законной основе, не пришлось бы накладывать на пассажиров множество других ограничений — в том числе запрет на пронос и употребление на борту алкоголя из магазинов duty free. Впрочем, тут возникает другой риск: кто знает, сколько россиян путешествовали бы со связанными руками.Ранее в Уголовный кодекс были внесены поправки, ужесточающие наказание за хулиганство на транспорте. C июня 2018 года авиакомпании получат законное право включать в «черные списки» деструктивных пассажиров и в дальнейшем отказывать им в перевозке. Хотя сами перевозчики сообщали, что и так составляют неофициальные списки нежелательных клиентов.