ФСБ опубликовала проект указа президента c новой редакцией «Основ государственной пограничной политики Российской Федерации». В документе утверждается, что Россия не имеет территориальных претензий к другим странам и отвергает любые их притязания. Попытки изменить государственные границы названы в проекте указа одной из главных угроз национальным интересам страны. Самые известные примеры территориальных претензий к России — спор с Японией из-за южных Курильских островов и с Украиной из-за Крыма. Но ими перечень не ограничивается. «Медуза» рассказывает о других, менее известных притязаниях иностранных государств.
Эстония
По Конституции Эстонии, ее сухопутная государственная граница проходит таким образом, что в состав страны входит часть территорий нынешних Ленинградской и Псковской областей России. 122-я статья основного закона Эстонии ссылается на Тартуский мирный договор, заключенный с РСФСР в 1920 году. После вхождения Эстонии в состав СССР ее территория сократилась: к 1957 году республика потеряла Ивангород и Печоры.
После провозглашения независимости эстонский парламент в 1991 году признал недействительными решения, касавшиеся изменения государственной границы, но Россия отвергла территориальные претензии. В 1990-х годах Эстония готова была отказаться от признания границы 1920 года, но настаивала на правовой преемственности и требовала упоминания Тартуского договора в новом соглашении. В 2005 году стороны заключили договор о границе, но российская сторона отозвала свою подпись после того, как Эстония в одностороннем порядке добавила упоминание Тартуского договора в преамбулу документа. Россия опасалась, что эта отсылка может стать обоснованием будущих территориальных притязаний. Формально, по мнению российских дипломатов, Тартуский договор утратил силу в 1940 году с вхождением Эстонии в состав СССР.
В феврале 2014 года главы внешнеполитических ведомств подписали новый договор о границе. В нем явным образом прописано отсутствие территориальных претензий. Стороны его до сих пор не ратифицировали: в Эстонии он прошел первое чтение, в российском парламенте до первого чтения еще не добрались.
Южная Корея
У России нет общих границ с Южной Кореей, но это не значит, что она не претендует на часть территории страны — так называемый остров Ноктундо в устье реки Туманной. Дело в том, что Южная Корея, как и КНДР, считает своей суверенной территорией весь Корейский полуостров. А спорная территория находится на границе КНДР и России в Приморском крае. Она с XV века принадлежала корейской династии Чосон, но в 1860 году перешла к Российской империи по Пекинскому договору. Корея этот договор не подписывала и узнала о нем постфактум. Страна в то время была вассалом Китая, поэтому Россия решила заключить договор о границе непосредственно с китайским правительством. Уже в то время Ноктундо фактически не являлся островом: из-за обмеления северного рукава реки Туманной он соединился с сушей Приморья.
С 1883 года Корея пыталась добиться возвращения Ноктундо. В 1990 году КНДР, контролирующая северную границу, заключила договор с СССР, признав за ним территорию бывшего острова Ноктундо площадью 32 квадратных километра. Южная Корея этот договор не признала.
Тайвань
Как и в случае с Южной Кореей, на некоторые российские территории претендует Китайская Республика, у которой фактически нет общей границы с РФ. Речь идет не о Китайской Народной Республике, а о государстве на острове Тайвань, куда в середине XX века после поражения в гражданской войне перебралось гоминьдановское правительство. Китайская Республика не признает договоров, заключенных КНР, и считает своей всю территорию Китая. Россия официально не признает суверенитет Тайваня, но поддерживает с ним торгово-экономические отношения.
Одной из таких спорных территорий стал крупнейший остров на реке Уссури — Кутузов. Он перешел под контроль СССР еще во время правления Маньчжоу-Го — образованного Японией марионеточного государства. Советско-китайский договор о границе, заключенный в 1991 году, оставлял этот остров во владении СССР. Тайвань не признал договор, заключенный КНР.
Опять Тайвань
Другой спорной территорией, на которую претендует Тайвань, является Республика Тыва. В 1911 году после Монгольской национальной революции Китай потерял контроль над Внешней Монголией. Тувинская знать обратилась к царскому правительству, и в 1914 году будущая Тыва, известная тогда как Урянхайский край, перешла под протекторат Российской империи. В 1921 году там была провозглашена народная республика, а в 1944 году она вошла в состав РСФСР. Тайвань не признал революцию и считал Монголию с Тывой частью своей территории. В 2002 и 2012 годах правительство Тайваня заявляло о признании независимости Монголии, но ни словом не обмолвилось о Тыве.
И снова Тайвань
Тайвань хотел бы вернуть и так называемые 64 деревни к востоку от реки Хэйлунцзян (Амур), от которых Китай отказался в 1991 году. В этих деревнях жили подданные Китая. По Айгунскому договору 1858 года им разрешили остаться на левом берегу Амура, тогда как остальные земли к северу от реки были переданы Российской империи. Но в 1900 году после обстрела Благовещенска восставшими китайскими отрядами, выступавшими против иностранного вмешательства, российские войска вошли в эти деревни и вынудили местных жителей перебраться на другой берег Амура. По словам путешественников, там до сих пор стоят опустевшие китайские хижины.
Опять Тайвань (последний в этой подборке)
Тайвань претендует на восточную половину Большого Уссурийского острова. В 1929 году Большой Уссурийский был захвачен советскими войсками во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге. С 1967 года Китай пытался вернуть остров под свой контроль. В итоге западную часть этого острова вместе с островом Тарабаровым Россия передала Китаю по договору 2004 года. Восточная осталась у России.
Китай
Летом 2012 года правительство Республики Алтай заявило, что Китай предложил сместить государственную границу вглубь территории России: «В результате площадь возможного отторжения российской территории могла достигнуть 17 га». Через некоторое время из пресс-релиза удалили оценку размеров спорной территории. Разногласия возникли в ходе совместных мероприятий по демаркации российско-китайской границы в районе Алтайских гор. Китайский официальный представитель объяснил, что спор носит технический характер: раз в 10 лет проходит совместная инспекция данного участка границы, каждая сторона использует для измерений собственные методику и оборудование, поэтому расхождения неизбежны.
Осенью 2012 года стороны договорились установить два дополнительных пограничных знака «для более четкого обозначения этого труднодоступного участка границы». Летом 2013 года Россия и Китай должны были провести дополнительные измерения и решить судьбу пограничной линии. Как решилась судьба 17 спорных гектаров, неизвестно. В 2016 году Россия и Китай опубликовали совместное заявление, посвященное завершению первой инспекции государственной границы. Стороны подчеркнули, что материалы проверки «отображают изменения на местности, произошедшие после завершения в 1999 году демаркации».
Абхазия(государство признано лишь пятью странами — членами ООН)
Абхазия хочет получить российскую часть села Аибга с окрестными территориями. Сейчас оно входит в состав города Сочи и отделено от абхазской половины рекой Псоу. В середине 1920-х годов село было частью РСФСР — граница с Абхазией проходила южнее реки Псоу. В 1929 году административную границу изменили — она прошла по реке Псоу. В России считают, что Аибга при этом оставалась в составе Сочинского района. По мнению абхазской стороны, село было разделено на две части. С началом грузино-абхазского конфликта граница с Россией была фактически установлена по реке Псоу.
Непризнанное международным сообществом государство не отказывается от территориальных претензий к своему главному экономическому партнеру и военному союзнику. В 2014 году на время Олимпиады в Сочи российские пограничники усилили контроль границы с Абхазией. После окончания Игр его решили не ослаблять. Осенью 2017 года спикер абхазского парламента Валерий Кварчия пожаловался российским коллегам на аресты пастухов пограничниками в районе поселка Аибга.