"Акула" больше не укусит: самые большие в мире подлодки утилизируют
На вооружении остается только одна субмарина этой серии
Крупнейшие в мире отечественные подлодки «Акула» доживают свой век — стратегические подводные ракетоносцы «Архангельск» и «Северсталь», выведенные из боевого состава Военно-морского флота России, будут утилизированы. Об этом в пятницу заявил источник в оборонно-промышленном комплексе. В строю пока остается последняя субмарина этой серии - «Дмитрий Донской».
фото: ru.wikipedia.org
Эти две подлодки «Архангельск» и «Северсталь» будут утилизированы.
Создание в СССР атомных подводных крейсеров проекта 941 «Акула» стало ответом на появление в США атомных субмарин типа «Огайо», вооруженных 24 баллистическими ракетами Trident. «Акулы» должны были нести всего двадцать аналогичных ракет Р-39, но эти ракеты обладали лучшими характеристиками по дальности полета до цели и забрасываемой массе — каждое изделие несло по 10 боевых блоков вместо 8 у Trident. Правда, лучшие характеристики советской ракеты компенсировались втрое большей массой, чем у «Трайдента», к тому же наше изделие было почти в два раза длиннее американского. Такие габариты обусловили циклопический размер самого ракетоносца. При схожей с «Огайо» длине — 172 метра - «Акула» оказалась почти в два раза шире американской субмарины.
Огромный вес и размер ракет заставили конструкторов отойти от устоявшейся компоновки подлодки, когда пусковые шахты располагаются позади рубки (по такой схеме построены предшественники «Акул» подлодки проекта 667, американские «Огайо» и российские подводные крейсера четвертого поколения «Борей») и разместить их в передней части субмарины. Еще одним новшеством, которое, к слову, впоследствии не повторялось ни на одной субмарине в мире, стало наличие нескольких прочных корпусов, а именно пяти. Два из них, самые большие, расположены параллельно друг другу и тянутся практически от кормы до носа, образуя что-то вроде катамарана. Диаметр каждого — 10 метров. Еще три прочных корпуса были отданы под торпедный, центральный командный и кормовой механический отсеки. Каждый из них имеет отдельную герметизацию, что, по мнению специалистов, усилило живучесть и пожаробезопасность подводного крейсера.
Большие внутренние пространства позволили оборудовать лодку по последнему слову корабельной техники. Не говоря о самом современном боевом оснащении «Акул», ее «нафаршировали» такими роскошествами, как обшитая дубом сауна с бассейном, спортзал, солярий, комната психологической разгрузки и даже живой уголок. За такой набор несвойственных суровому быту подводников дополнений «Акулы» получили на флоте прозвище «плавучий Хилтон». Чести служить на таких комфортабельных кораблях удостоились исключительно подводники Северного флота.
Однако содержать таких монстров, а их в Советском Союзе с 1976 по 1987 гг. построили аж шесть штук, оказалось непосильной задачей для новой демократической России. Три «Акулы» - ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 порезали в середине нулевых в рамках российско-американской программы совместного уменьшения угрозы. Приговоренные к утилизации «Архангельск» и «Северсталь» были выведены в резерв из-за отсутствия боекомплекта для них. Повезло самой старшей «Акуле», ТК-208 «Дмитрий Донской». Десять лет назад этот подводный крейсер прошел ремонт и модернизацию, после которой был вновь включен в состав Северного Флота уже вооруженным новыми, на тот момент экспериментальными, баллистическими ракетами «Булава». Остается он в строю и сегодня, до тех пор, пока не будут достроены все ракетоносцы серии «Борей». Сейчас их только три, причем в отличие от «Акул», на Северный флот ушел только первенец «Юрий Долгорукий». Два других ракетоносца - «Александр Невский» и «Владимир Мономах» - получили подводники-тихоокеанцы.
Вернуться назад