У Маска Tesla, у России Vesta, у Украины — пусто: Дмитрий Лекух о гибели ЗАЗа
Как стало известно из сообщения пресс-службы корпорации «УкрАвто», когда-то великий (хоть иногда и смешной) завод «АвтоЗАЗ» может законсервировать производство по банальной причине отсутствия заказов.
В данном случае нет никаких оснований не доверять украинскому каналу «Громадское ТВ», в изложении которого до нас и дошло официальное сообщение из Запорожья.
В Европу пешком
Возьмем из коммюнике две ключевые, на наш взгляд, цитаты. Первая, информационная:
«Сейчас ЗАЗ пытается искать любые заказы — выпускать непрофильную продукцию, ведет переговоры о сборке тракторов корейской фирмы LS. Все эти действия направлены на сохранение предприятия и коллектива, на сохранение промышленного потенциала Запорожской области. Но если в ближайшее время ситуация не изменится, единственным выходом будет консервация производства».
И вторая, констатирующая:
«Консервация производства на Запорожском автомобильном заводе может привести к прекращению существования на Украине автомобилестроительной отрасли как таковой».
В обоих случаях пресс-служба «УкрАвто» знает, о чем говорит. Ведь «Українська автомобільна корпорація» — это та самая структура, которая еще совсем недавно была крупнейшим не только производителем автомобилей, но и дистрибьютором, и поставщиком сервисных услуг на Украине. И вот теперь руками своих пресс-секретарей она, что называется, выписывает свидетельство о смерти ЗАЗа.
Непосредственная причина произошедшего, к сожалению, проста и понятна. Она именуется предельно просто: «евроассоциация». Сразу после «Евромайдана», в марте 2014 года, правительство Украины приняло решение о снижении пошлин на импорт автомашин иностранного производства. Результат был немного предсказуем.
В условиях импорта автомашин и сокращения спроса на внутреннем рынке во втором полугодии 2014 года Запорожский автомобилестроительный завод катастрофически сократил объемы производства. Достаточно сказать, что, по официальным данным, в прошлом году на предприятии было произведено всего 1674 автомобиля при проектной мощности 150 тысяч машин в год.
Почти полторы тысячи сотрудников завода в прошлом году были вынуждены работать неполную рабочую неделю. В нынешнем году они и вовсе окажутся на улице.
На минутку, речь идет о крупнейшем автозаводе 40-миллионной страны. И об отрасли, которая является знаковой для любого более-менее уважающего себя государства. Вспомните, как мучилась, к примеру, Россия со своим автопромом — хотя он-то у нас никогда не считался флагманом. Но в нашем автопроме, считая смежников, работало столько людей, что не спасти автомобильные заводы Российское государство просто не могло.
А Украина — сможет, не сомневайтесь.
К слову, несмотря на общий системный кризис, российский автопром — и это уже очевидно — пребывает во вполне приличном состоянии. Тогда как «практически вошедшая в Европу» ридна ненька на наших глазах лишается еще одной промышленной отрасли.
Просили «Евроассоциацию»? Распишитесь.
Сход лавины
Однако причина была не только в выборе Киевом «европейского пути развития», разумеется. Возможно, выпускай ЗАЗ достойные автомобили вместо традиционных корыт, он бы еще побарахтался на плаву сколько-то месяцев, а то и пару-тройку лет, даже под игом Брюсселя.
Но самое страшное тут то, что украинская «автокатастрофа» была не просто предсказуемой, но и вполне запланированной — вопрос был только в сроках. И более того, катастрофа была необратимой.
Потому как ни ЕС, ни США, как ты их в десны ни целуй, никогда не будут помогать Киеву восстанавливать украинское автомобилестроение. И даже если представить себе, что «территория 404» вдруг излечилась от рагулизма и вновь развернулась на Восток, — Россия тоже не помчится спасать «Запорожец».
Просто потому как существует один детский вопрос: а зачем?
И у нас, и у ЕС, и у США есть свое — плохое ли, хорошее, неважно — автомобилестроение. И вы никогда не объясните предпринимателю из Детройта, Мюнхена или Тольятти, с какой стати они должны растить себе конкурента. А их родным государствам не объясните тем паче.
Кооперация — еще куда ни шло. Да и то по принципу «у тебя есть что-то нужное мне (рынки сбыта, дешевая рабочая сила, более дешевое сырье и т.д.) — тогда с тобой можно договариваться». Но когда ты ничего собой не представляешь, когда ты ради призрачных идей «евроориентированности» позволяешь разрушить свои рынки, когда ты собственными руками гробишь родную промышленность, когда свое население, в меру трудолюбивое и квалифицированное, ты палкой гонишь бросать все и ехать на заработки в Европу по дурацкому «безвизу» — ты, дружище, просто становишься неконкурентоспособен. И с тобой не только никто не будет кооперироваться — тебя откажутся даже банально «покупать».
Говоря по правде, самое страшное, что сейчас происходит на некогда цветущей территории под названием Украина, — это не война в Донбассе. И не лукавая коррумпированная власть в Киеве. И даже не маргинальный нацизм лавочников Львова или Одессы. Все эти проблемы имеют пусть трудные, но решения.
Самое страшное там сейчас — это системная деградация, идущая буквально по всем областям и во всех направлениях: в экономике, государственном управлении, промышленности, образовании, культурной и социальной сферах. С такими вопиющими случаями превращения человека в зверя, что на их фоне тихая катастрофа украинского автопрома проходит обыденно. Словно так и должно быть.
И если все остальное: экономическая катастрофа, дефолт, нацизм или коррупция — лечатся хотя бы внешним управлением, то запущенный процесс деградации территории и населения не лечится уже ничем. Примеров тому полно и среди европейских стран, давно ставших полноценными членами ЕС.
Но если там все это происходило более-менее цивилизованно, то на «территории большой ошибки» эти процессы проистекают лавинообразно и становятся неуправляемыми.
Вот это и есть самая большая беда Украины.
Вернуться назад