Бесплатные школьные обеды являются привилегией финских школьников вот уже 70 лет
В этом году Финляндия отмечает 70 лет со дня введения бесплатного школьного питания для учеников. В наше время порядка 900 000 школьников, а также учеников гимназий и профессиональных училищ ежедневно получают горячий обед, приготовленный согласно рекомендациям государственной комиссии по вопросам питания. Для многих поколений финских школьников бесплатный обед – нечто само собой разумеющееся.
Финляндия может по праву гордиться званием первопроходца во многих вопросах равноправия. Финляндия стала первой страной мира, где право на бесплатное школьное питание было прописано в законодательстве: закон об обеспечении школьников горячими и сытными обедами был издан еще в 1943 году, однако на введение его в действие ушло пять лет.
Одной из причин такой государственной щедрости стала… война. Народные школы должны были воспитывать здоровых и сильных солдат, чтобы выстоять, а на полуголодном пайке это вряд ли стало бы возможным. Если до 1943 года бесплатную еду в школах предлагали лишь самым бедным или больным детям, то во время Второй мировой войны ситуация изменилась, и обеды стали частью учебного процесса.
Без разносолов
Семьдесят лет назад о разнообразии в столовой приходилось только мечтать. В школьное меню входили сытные блюда из самых простых ингредиентов, таких как рожь, пшено, картофель и корнеплоды. Изыски в стране, пережившей несколько кровопролитных войн подряд, взять было неоткуда. Так, в сороковые годы школьникам предлагали картофельный суп, жидкую болтушку из ячменя, ржаную кашу с брусникой и густую овсянку, в которой, по воспоминаниям детей, ложка стояла. Жаловаться на скудость рациона школьникам сороковых-пятидесятых и в голову бы не пришло: зачастую школьный обед был единственной горячей едой, которую дети из небогатых семей получали в день.
Блюда в школьной столовой были в основном жидкие, их ели ложкой из глубоких мисок, а ножи и вилки вошли в постоянный обиход только в шестидесятые годы. В обязанности учеников входила также помощь при готовке и забота о школьном поле и огороде, где выращивали зерновые и картофель, которые потом шли в пищу школьникам. Дети также должны были осенью приносить в школу по два литра брусники или других ягод, которые потом добавляли в кашу.
Школьники также непосредственно участвовали в приготовлении обедов: например, в те дни, когда в меню был картофельный суп, двое учеников приходили на занятия на час раньше и чистили картошку на всех.
Сейчас в Финляндии существуют т.н. «лыжные каникулы», название которых говорит само за себя. В аграрной же Финляндии существовало понятие «картофельных каникул» – школьников осенью на неделю освобождали от занятий, чтобы они помогли родителям собрать урожай. Работали дети и на школьном огороде, а выкопанные корнеплоды хранились обычно в школьном подвале.
Тогда было принято, что учителя жили при школе, а еду зачастую готовили в той же сауне, в которой по субботам мылся учитель с семьей. Такой подход вряд ли вписался бы в современные требования гигиены, однако в середине прошлого века он никого особо не смущал.
Школьное меню стало более разнообразным уже в 1960-е годы, когда детям стали предлагать помимо каш и супов также хлеб, сыр, колбасу и молоко. В 1980-е наступил золотой век финской экономики, и это не могло не отразиться также на школьном питании. В это время в рацион школьников стали включать также рыбу, мясо, овощи, фрукты, салаты и сладости. В меню появились такие ставшие для нас уже привычными блюда, как мясные фрикадельки, рыбные котлеты, подливка из курицы, свиные отбивные и печеночная запеканка.
Школьный обед в наши дни
Длинная очередь из школьников выстраивается перед дверями столовой Финско-русской школы в Этеля-Каарела, Хельсинки. В честь Пасхи школьникам предлагают праздничный обед – куриные ножки на гриле и мямми. Несмотря на то, что у многих это пасхальное лакомство находится в черном списке, школьники с очевидной охотой его едят. А вот борщ, который регулярно появляется в меню финско-русской школы, у Марии Йоханссон из четвертого класса энтузиазма не вызывает.
– Это моя самая нелюбимая школьная еда, – признается Мария. – Я вообще ничего из капусты не люблю.
Ее одноклассник Матвей Карпенко к борщу относится положительно, но самым любимым блюдом назвать его не может.
– Больше всего я люблю рыбные палочки, фрикадельки и картофельное пюре, – говорит Матвей.
Заведующая школьной столовой Райя Хелминен подтверждает, что капуста особой популярностью среди школьников не пользуется, однако борщ многие любят. По словам Хелминен, почти 25 лет проработавшей в Финско-русской школе, в пищевых привычках детей за последние десятилетия произошли явные изменения.
– Сейчас самым любимым блюдом у детей является паста в разных видах. Хуже всего едят разнообразные мясные подливки, которые были популярными еще 20 лет назад. Строганов и куриная подливка – их едят очень неохотно. И, конечно, в последнее время в рационе школьников произошел сдвиг в сторону большего потребления овощей. Также мы обязательно предлагаем отдельное блюдо для вегетарианцев, – говорит Хелминен.
Лаура Галашенкова из восьмого класса оценивает школьные обеды на «восьмерку», но говорит, что в школьном меню ей все-таки не хватает разнообразия.
- Овощей хотелось бы побольше, и вообще разнообразия. А еще многие блюда не досаливают, так что, есть кое-какие минусы.
Ее одноклассник Виктор Хейно ставит школьным обедам уверенную «девятку» и говорит, что его в меню все устраивает.
Самым любимым блюдом все без исключения школьники уверенно называют рыбные палочки.
Бесплатные школьные обеды являются привилегией финских школьников вот уже 70 лет. Однако говоря о «бесплатном питании», мы невольно скатываемся в популизм: бесплатных благ в мире не бывает. На самом деле расходы на школьное питание оплачивают, разумеется, из своих налогов граждане, – и семейные, и бездетные.
Современный обед финского школьника включает в себя горячее блюдо, салат, овощную нарезку или свежие фрукты, хлеб, масло или маргарин или сливочный сыр, а также напиток – чаще всего это кефир, молоко и сок. Основой школьного меню являются блюда традиционной финской кухни.
При составлении меню персонал должен принимать во внимание детей с особыми потребностями: так, для аллергиков, веганов и тех, кто придерживается особого рациона по религиозным причинам, готовят или заказывают отдельные блюда.
Вернуться назад