Реформу СКР подготовят в течение двух-трех месяцев
Самостоятельность Следственного комитета была ошибкой. Такой вывод напрашивается из доклада генерального прокурора Юрия Чайки в Совете Федерации
Он заявил о необходимости вернуть прокурорам полноценный надзор за следствием. Сенаторы идею поддержат и подготовят соответствующий законопроект, заверила в ответ председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Уже через два-три месяца СКР может вернуться обратно "под крыло" прокуратуры.
Право прокуроров возбуждать и расследовать дела – в том числе в отношении следователей – поможет снизить число допускаемых ими нарушений, заявил Юрий Чайка.
"Наделение прокуроров отдельными полномочиями кардинально ситуацию не изменит, только полноценный прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и право прокурора возбуждать и расследовать уголовные дела, в частности, в отношении следователей может сдержать растущий вал допускаемых ими нарушений", – заявил Чайка во время ежегодного доклада в Совете Федерации.
За прошлый год Генпрокуратура не заметила существенных изменений в работе следователей, нарушения по-прежнему есть. Например, ежегодно увеличивается количество дел, которые рассматриваются дольше года, в то время, как почти 70% дел в стране рассматривается в упрощенном порядке, не предполагающем ни длительных расследований, ни тем более реабилитации подсудимых. Юрий Чайка добавил, что число оправданных судом следователей возросло на 28%, а общее количество лиц, получивших право на реабилитацию, превысило 13 тыс. человек (+3,6%).
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула, что сенаторы поддерживают необходимость возвращения прокуратуре контроля за следствием: "Это позволит существенно повысить эффективность работы следственных органов и всех, кто завязан на уголовно-процессуальный процесс".
По ее словам, у сенаторов уже есть "наработанные предложения", которые войдут в законопроект вместе с предложениями прокуратуры.
Напомним, что Следственный комитет работает как самостоятельное ведомство с 2011 г., до этого с 2007 г. он входил в структуру прокуратуры.
"После той реформы, которая произошла, складывается впечатление, что мы вместе с водой выплеснули и ребенка. Потому что то, что сегодня происходит, на наш взгляд, требует совершенствования. И мы концептуально выступали и выступаем за то, что нужно вернуть прокуратуре полноценный контроль над следствием", – сказала спикер Совфеда.
Вместе с тем она подчеркнула, что это непростой вопрос, который требует серьезного обсуждения. "Есть и другая точка зрения, что не надо возвращаться к старому, но, на наш взгляд, дело не в старом-новом, это мировая практика. Не может быть так, чтобы следствие было абсолютно ни от кого не зависящим, бесконтрольным. Лишний контроль никогда не помешает – это повысит защищенность наших граждан", – цитирует Матвиенко ТАСС.
Подготовка законопроекта в Совфеде – это вопрос двух-трех месяцев, считает заместитель председателя комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко.
"Сроков [реформирования СКР] пока нет. Законодательный процесс небыстрый, но, если Валентина Ивановна дает такие поручения, то обычно слова не расходятся с делом, и это вопрос, я думаю, ближайших двух-трех месяцев", – пояснил сенатор, добавив, что доводы Юрия Чайки о необходимости изменений его убедили.
Источник в правоохранительных органах рассказал, что в созданной в 2011 г. системе было больше минусов, чем плюсов, и виноват в этом, по мнению собеседника Накануне.RU, нынешний глава СКР Александр Бастрыкин.
"Возможно, если бы изначально поставили адекватного председателя СК, может, орган бы и доказал свою состоятельность. А так сплошная грызня с прокуратурой. И несмотря на то, что прокуратуру процессуально опустили ниже плинтуса, она частенько ставила на место СК. В прокуратуре десятилетиями складывались школа и традиции следствия, а тут возглавил орган человек со склонностью к самолюбованию и установил странные порядки", – рассказал собеседник Накануне.RU на условиях анонимности.
По его словам, такого "самопожирания", как в СКР, не имеет ни одно ведомство.
"Отношение к людям со стороны Бастрыкина порой просто наплевательское. Он за одно селекторное совещание мог 3-4 генералов – руководителей следственных управлений субъектов уволить. Не разбираясь. В прокуратуре такого никогда не было. Похоже, что сейчас в СКР личная преданность – главный критерий", – говорит наш источник.
Возникшие в работе Следственного комитета изъяны власти планировали устранить еще до выборов-2018. В 2016 г. СМИ сообщали о подготовке масштабной реформы силовых и правоохранительных ведомств – создании на основе ФСБ Министерства госбезопасности, в которое должны были войти ФСО и СВР. По новой схеме, СКР полагалось вернуть в надзирающую за ним Генпрокуратуру, а функции МЧС разделить между Минобороны и МВД.
Однако возвращать Следственный комитет под контроль прокуратуры – неправильно, считает криминалист, доктор юридических наук, профессор Юрий Голик.
"Давайте ответим на вопрос: что такое прокуратура и чем она должна заниматься? Она как раз и должна заниматься надзором за соблюдением законности во всех сферах нашей жизни, включая следствие. Но на каком-то этапе нашего развития получилось так, что следствие выпало из этого процесса по глупости определенных чиновников. Дело не в том, что прокуратура будет бороться со Следственным комитетом. Нет. Дело в здравом смысле. Необходимо все расписать таким образом, чтобы не было никаких противоречий, никаких столкновений, а была бы одна голая работа. Изначально прокуратура всегда обладала следствием. Следствие – это рычаг воздействия на кого угодно. Я считаю, что следствие – это не дело прокуратуры. Прокуратура должна заниматься надзором. Как будет организовано следствие, самостоятельный ли орган, или по каким-то другим правилам – это уже другой вопрос, он сюда не относится. Но надзорные функции у прокуратуры должны быть обязательно. Но нехорошо, если прокурор будет надзирать и одновременно расследовать", – поделился своим мнением профессор Юрий Голик.
Он добавляет, что нужно совершенствовать и прокурорский надзор, и вносить коррективы в организацию следствия:
"Вы наверняка знаете, что периодически возникают разговоры о создании единого следственного комитета. Хочу сказать, что эти разговоры поднимают неграмотные люди. Идея о создании единого следственного органа в стране впервые родилась у нас в середине 60-х годов прошлого века. Тогда это было разумно и логически верно, потому что все висело на одном гвозде – ЦК КПСС. Сегодня, когда у нас появилось значительно больше органов, которые мы по старой привычке называем правоохранительными, следствие помещать в одну кубышку ни в коем случае нельзя. Это будет очень опасно для общества, для государства и для народа. Следствие в нынешних условиях должно быть максимально диспергированно, чтобы МВД занималось своей частью следствия, КГБ – своей, таможенный комитет – своей, пожарные службы в МЧС – своей".
Сенатор Сергей Калашников заявляет, что СКР вовсе не обязательно будет расформирован или даже серьезно реформирован.
"Я думаю, что вопрос реформирования Следственного комитета будет решаться не Советом Федерации, а президентом. Совет Федерации просто подготовит соответствующие предложения. Я считаю, что это будет полезно. Но речь идет не о реформировании Следственного комитета, а об усилении надзорных функций прокуратуры за следствием. Причем как в МВД, так и в Следственном комитете. Вообще принцип контроля спецслужб, включая прокуратуру, должен заключаться во взаимном контроле. Я в своем выступлении сказал, что прокуратура должна следить за МВД, ФСБ – за прокуратурой, прокуратура в свою очередь – за ФСБ и так далее. Только взаимный контроль может спасти от коррупции в этих рядах", – отметил в разговоре с Накануне.RU Сергей Калашников.
Вернуться назад