Как развивался модельный бизнес в СССР
Профессия далеко не предел мечтаний, да и зарплата, как у уборщицы. Однако пока они перебирали картошку на овощебазе, за ними следили все структуры страны.
«Визитные карточки» и в то же время отбросы общества – кто же они такие?
Советские манекенщицы. Их красота и грация были важной картой в отношениях с Западом. Хрущёв отлично понимал, что красавицы и талантливые модельеры могут создать в глазах западной прессы совершенно новый образ СССР, ведь они представят Союз страной, где живут прекрасные и умные женщины с хорошим вкусом.
«Красивое оружие Кремля» народ всегда подозревал в связи с КГБ. Их вещи не проходили таможенный досмотр, а пресса открыто называла «стройными посланницами Хрущёва». И это неудивительно – девушек даже приглашали на подписание важных договоров. Существовала негласная жестокая конкуренция среди красавиц: они писали друг на друга «анонимки», доносили, наговаривали…в общем-то, ничего не изменилось: чего только не сделаешь ради головокружительной карьеры?
На деле же, за границей у девушек отбирали паспорта и разрешали гулять исключительно по трое, а дальше вечер, как в пионерлагере: ужин, обсуждения дня и сон в общем номере.
Съемки с известными Домами моды проводились только после согласования с самим министром. Хотите пообщаться? Исключить разговорчики. С ними вам могут позволить только поздороваться. Схитрить тоже не получится, ведь за красавицей всегда была слежка «искусствоведа в штатском». Подарки ослепленных русской красотой ухажеров сразу сдавали, а о гонорарах речи вообще не было.
Цель, которую преследовали спецслужбы, была одна: запомнить почти дословно все разговоры и написать подробный отчет о них. Проблем с этим не было, потому что обычно отобранные для поездок девушки владели несколькими иностранными языками и считались очень коммуникабельными. Сейчас историки уже открыто утверждают, что завязанные «в командировке» знакомства потом использовались для лоббирования выгодных сделок.
Негативное же отношение к этой профессии отразилось, например, в советском кинематографе. Так Андрей Миронов, который сыграл манекенщика и контрабандиста, высмеяли в «Бриллиантовой руке» , а Наталью Фатееву - в «Месте встречи изменить нельзя».
С одной стороны, профессия давала возможность вырваться из мира унылого советского ширпотреба, а с другой – пренебрежительное общественное фырканье на Родине и оскорбляющее «Вешалка!» в спину. Стоило ли оно того?
Вернуться назад