Хор Веревки и ансамбль Мыла: культурная гигиена Украины
История образцовых коллективов страны - увлекательна, сложна и многослойна. Начиная с причин, которые вызвали их к жизни, и заканчивая нынешним, далеко не безоблачным состоянием. В эпоху, превзошедшую постмодернизм по культурному цинизму и политическому сарказму, выживают "образцовые" как могут
Недавний скандал с участием вокалистов хора Веревки в шоу "Квартала 95" — вершина айсберга. Конечно, изрядно подтаявшего от подводных течений и горячих ветров.
Намораживали этот айсберг долгие годы советской культурной политики. Патернализм Коммунистической партии Советского Союза определял свое место каждому винтику гигантского социального организма от Москвы до самых до окраин. И после политики коренизации, признанной ошибочной и чреватой этническим сепаратизмом, наступила эра "пятнадцати братских республик-сестер".
Практически в каждой ССР были определены наиважнейшие элементы национальной культуры, возведенные в ранг эталонов, тщательно отшлифованные заслуженными хореографами и хормейстерами, обласканные костюмерами и декораторами, озвученные академиками-композиторами.
В Украине такими коллективами считались и считаются хор имени Григория Веревки и ансамбль имени Павла Вирского. Первый располагается в Доме национальных творческих коллективов Украины, расположенном на бульваре Тараса Шевченко в доме 50-52 — в двух шагах от площади Победы и цирка. Само здание примечательно тем, что на его фасаде — чудная майолика авторства Ольги Рапай-Маркиш. Это панно — одно из последних произведений киевской монументалистики 1960—1980-х годов, Ольга Рапай создала его в 1987 году.
Общая площадь керамической композиции на первом этаже составляет более 300 м? (252 плитки длиной и 8 высотой). Верхнюю часть украшают три панно, каждое из которых имеет 19 плиток длиной и 21 высотой. На уровне пятого и шестого этажей расположены три коврово-орнаментальные композиции с райскими цветами и птицами. Первый этаж опоясывает яркая фризовая композиция. На ней сказочные поляны и рощи со зверями, райскими птицами и лебедями переплетаются с торжественными сценами украинского свадебного обряда. По определению искусствоведов, «в этом панно проявились искренняя любовь Ольги Рапай к народной культуре и ее традициям. Ее восторженное восприятие красоты окружающего мира воспринимается как гимн народного творчества».
Вот такой гимн и исполняют — каждый в меру своих сил и возможностей — размещенные в этом же Доме администрации Академической капеллы «Думка» ("Мыслишка"), капеллы бандуристов, Национального оркестра народных инструментов, Института культурологии НАМУ, Укргосконцерта. Чем занимается каждая из этих институций, среднему украинцу досконально неизвестно. Но государству наверное, виднее, если финансирование их происходит из госбюджета, то есть из карманов рядовых налогоплательщиков. И это не сущие копейки, надо полагать. Иначе зачем такие "навороченные" титулы? Скорее всего, за каждый из них полагается особая доплата.
Тот же хор полностью называется Национальный заслуженный академический народный хор Украины им. Г. Верёвки. Хотя налицо дублирование терминов: национальный фактически то же самое, что и народный, а заслуженный — почти то же, что и академический. Но это для неискушенного деятеля культуры. Для того же, кто прошел и Крым, и Рим (как минимум, во время гастролей), совершенно ясно: без мыла в веревку нельзя — натрет. Вот полезли некоторые со сцены в экран — теперь из Ютуба вылезти не могут. Неровен час, довольствия лишат на фоне сокращения бюджетных издержек. А как же тогда самодеятельным коллективам без ценностных ориентиров в культуре? Никак не соблюсти чистоту жанра! Хотя тут уже впору руки мыть после каждого выступления (где почти каждое исполнение гимна — во славу войны с собственным народом), но такова уж неприглядная функция культуры-содержанки — между сервисной и сервильной.
Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины имени Павла Вирского — еще одна, так сказать, "икона стиля" украинского искусства. Основан в 1937 году Николаем Болотовым вместе с Павлом Вирским — рожденным в дворянской семье в 1905 году одесситом, окончившим Московское хореографическое училище при Большом театре, служившим балетмейстером Одесского театра оперы и балета, художественным руководителем Харьковского, Днепропетровского, Киевского театров оперы и балета, Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа, Ансамбля песни и пляски Советской армии им. А. Александрова. Опираясь на народные традиции, Вирский создал яркие хореографические композиции: «Запорожцы», «На кукурузном поле», «Куклы», «Рукодельницы», «Гопак», «Ползунец», «Мы из Украины», «Моряки», «Сёстры», «Чумацкие радости», «Ой, под вишней», «Подоляночка», «О чём ива плачет», «Мы помним!», «Бухенвальд», «Хмель», «Флотилия „Советская Украина"», «Шевчики» и др. То есть, до мозга костей артист этот был продуктом советской идеологии, скорее всего и членом партии. Как и Игорь Моисеев — российский коллега, тоже давший свое имя много лет возглавляемому им коллективу. Интересно, что Моисеев по происхождению — киевлянин, возглавивший лучший в СССР ансамбль народного танца. А киевский коллектив после смерти Вирского возглавил львовянин Мирослав Вантух, который в 2003 году получил звание Народного артиста Российской Федерации, а еще в 1986 году получил советский орден Дружбы народов.
В 1987 году Ансамбль Вирского — как коллектив — тоже был награжден орденом Дружбы народов. Информации об отказе от награды на сегодня не обнаружено. Зато обнаружено, что вдова Павла Павловича — Валерия Семеновна — передала в 2016 году в дар государству Украина уникальную коллекцию работ украинских авангардистов, в том числе картину Казимира Малевича. Эта коллекция осталась ей от второго мужа — Игоря Дыченко, страстного собирателя этого, по советским меркам, глубокого андеграунда. Спустя годы картины Малевича аналогичного размера продаются на мировых аукционах за 30 миллионов долларов. А образцовые коллективы соглашаются петь за 30 тысяч гривен. Девальвация украинского искусства налицо.
Вернуться назад