DataLife Engine > Общество > "Горячий вопрос" школьного питания: гладко было только на бумаге...

"Горячий вопрос" школьного питания: гладко было только на бумаге...

"Горячий вопрос" школьного питания: гладко было только на бумаге...

В этом году с 1 сентября стартовал проект бесплатного горячего питания для всех учеников младших классов. На принятии этого закона настоял, как известно, президент России. Региональные чиновники взяли под козырёк и приступили к выполнению. Однако первые недели выполнения закона вызвали поток критики и возмущения.

Ирина Мишина

Согласно ФЗ-47 от 1 марта 2020 года, учащиеся 1-4 классов должны получать горячее питание не реже одного раза в день, а в меню - минимум одно горячее блюдо и горячий напиток. Московские родители сразу удивленно развели руками: «А что, собственно, изменилось?». Дело в том, что и до этого так называемый «первый завтрак» в начальных классах московских школ традиционно был бесплатным. Горячие обеды в "началке", впрочем, тоже были бесплатными – но только для «льготников». Иначе говоря, в сфере бесплатного питания для московских школьников в связи с указом президента ровным счетом ничего не изменилось. И, к слову, по поводу слова «горячий». Завтрак – это, как правило, каша, омлет, запеканка, сосиска... Они по определению подаются горячими.

В общем, после первого сентября начали московские родители громко возмущаться – и на форумах, и в соцсетях, и в школах. Чаще всего удивлялись тому обстоятельству, что бесплатный обед, как и раньше, положен только семьям "льготников". Мы попросили уточнить Департамент образования Москвы, что же имел в виду Президент в своем послании Федеральному собранию, когда речь шла о бесплатном горячем питании для учеников 1-4 классов?

Как пояснили в этом ведомстве, никаких бесплатных обедов президент младшим школьникам на самом деле не обещал. Речь шла о "бесплатном горячем питании, которое с 1 сентября будет выделяться всем ученикам начальной школы не менее одного раза в день". «Все учащиеся 1-4 классов – бесплатные горячие завтраки. Также все дети из многодетных и социально незащищенных семей обеспечены бесплатным двухразовым горячим питанием до окончания школы. Это может быть как обед, так и завтрак, в зависимости от смены, в которую обучается ребенок», - пояснили в столичном департаменте образования.

Иначе говоря, никакие дополнительные бесплатные «плюшки» московским школьникам не светят. Такая же ситуация в Екатеринбурге и других городах. Многие региональные чиновники подтверждают, что горячими завтраками кормили детей и прежде. Просто раньше делали это за счёт регионального бюджета, а теперь — за счёт федерального. И да, дополнительные «горячие обеды» действительно будут только у «льготников».

Для кого же принят новый закон?

Оказывается, во многих регионах России до 1 сентября 2020 года бесплатные горячие завтраки отсутствовали. Региональные власти где-то их просто не финансировали, а где-то оплачивали «по остаточному принципу».

«Если в отдельных регионах детей и до этого кормили бесплатно, за счет региональных и муниципальных бюджетов, то сейчас это питание будет за совместные деньги федерального и местных бюджетов. Будет ли это обед или завтрак – зависит от того, в какую смену учится ребенок. Льготные категории детей, как и раньше, бесплатно питаются за счет средств учредителей школ, и в каждом регионе круг этих льготных категорий свой. Приход в школьное питание федеральных денег, и в большом объеме, позволил не только увеличить стоимость питания для младших школьников, но и за счет федеральных разработок рекомендовать более сбалансированное меню. Нормы в каждом регионе должны адаптироваться под конкретные региональные особенности: в отдельных регионах дети едят больше рыбы, а где-то принято есть не говядину, а баранину», - пояснила «НИ» руководитель медийного блока АНО «Институт отраслевого питания» Анна Журба.

Но и тут не обошлось без казусов. К началу учебного года выяснилось, что более 20-и регионов России не получили бюджетное финансирование, и там вынуждены были обеспечивать исполнение «закона о горячем питании для младших школьников» за свой счет. В этой связи даже создали специальную рабочую группу, которая разбиралась с этим вопросом, а 11 августа «горячее питание начальной школы» обсуждали аж на совещании в правительстве, в котором принял участие сам президент.

 



Некоторые поставшики питания доставляют "горячие школьные завтраки" в таком виде.

У рабочей группы был весомый аргумент: «В регионе должны быть готовы к учебному году все школы. Невыполнение этого требования привело бы к серьезной дискриминации детей, лишило финансирования большие регионы, где могла быть не готова 1-2 школы». В конце концов было принято решение, что федеральное финансирование получают все школы, которые готовы давать горячее питание. «Те школы, которые не готовы к 1 сентября, должны быть приведены в соответствие с требованиями силами региональных властей. В настоящее время все без исключения субъекты РФ получают федеральное финансирование на горячее бесплатное питание», - сообщили нам в АНО «Институт отраслевого питания»,

 

Вообще, сама формулировка «обеспечение горячим питанием школьников» всегда вызывала у меня недоумение. Как известно, многие школы по разным причинам перешли на аутсорсинг (услуги поставщиков питания) вместо приготовления свежей еды для детей в собственных столовых. То есть в случае получения школьной еды от поставщика речь идет, по сути, не о «горячем питании», а о его разогреве? С этим вопросом мы обратились а АНО «Институт отраслевого питания». «И питание на аутсорсе, и приготовление еды в школьной столовой равнозначны по своей полезности для школьников. Решение, какой вариант выбрать, остается за учредителями школы: какой будет более эффективным. Ведь далеко не в каждой столовой можно готовить еду, как и далеко не везде выгодно привлекать аутсорс», - заявила представитель Института отраслевого питания Анна Журба.

Однако, претензии к качеству питания у родителей по итогам первых двух недель учебного года все равно возникают. Это признают и в ОНФ, и в отраслевых институтах, контролирующих ситуацию: «Первая неделя работы «открытой линии», организованной ОНФ, показала, что проблем и нареканий остается немало. Наиболее частые жалобы со стороны родителей – это меню завтраков и обедов, качество питания, отсутствие четкого понимания, кого кормят завтраками, а кого все-таки обедами. Есть вопросы и среди тех, кто получает питание за собственные средства – в ряде регионов стоимость таких обедов выросла, что и вызвало вопросы со стороны родителей», - пояснили нам в Институте отраслевого питания.

Возникает еще один вопрос. В условиях карантина в связи с эпидемией коронавируса допуск родителей в образовательные учреждения закрыт. Как в таких условиях можно контролировать новые условия питания, его количество и качество? По опыту могу сказать, что все «рабочие группы» родительских комитетов по контрою за питанием после 1 сентября 2020 года прекратили свое существование. Означает ли это, что питание по новым правилам будет происходить в школах бесконтрольно? «Что касается входа в школу, то по согласованию с руководством каждой школы в отдельности родительские комитеты могут присутствовать в столовых, измерять температуру питания, ведь холодное никто есть не будет. Можно взвешивать порции, смотреть на реакцию детей. Меню школьного питания должно быть размещено на сайте школы», - заверила нас представитель АНО «Институт отраслевого питания Анна Журба.

 



Школьный завтрак. Очередь в 63-ю школу г. Тюмени. Фото ВКонтакте.

Идея отличная. Остается совсем немного: чтобы ее услышали все представители школьных администраций. Пока же большинство родителей школьников жалуются не только на невозможность такого контроля, но и на отсутствие меню на сайте школы. А это, согласитесь, немаловажно: в конце концов есть дети-аллергики, которым противопоказаны определенные продукты. Есть просто дети, которые не едят ту или иную пищу. В этом случае можно было бы поставить вопрос о замене в меню. Но пока до этого у региональных властей и большинства школьных администраций, судя по всему, руки не доходят. Правда, АНО «Институт отраслевого питания» сообщает о случаях «обратной связи» с родителями в регионах: «Пример Барнаула показал, что обращения родителей с пожеланиями применительно к меню учитываются и учредителями, и комбинатами питания».

Возникает еще один вопрос. В связи с тем, что в условиях пандемии, выполняя требования Роспотребнадзора, многие школы «разводят» потоки школьников, в некоторых учебных заведениях стали учиться в две смены. Как при этом детей 1-4 классов будут обеспечивать «горячими завтраками»? Ведь большинство из них уже утром поели дома. В АНО «Институт отраслевого питания» нам пояснили, что в этом случае «для первой смены – горячий завтрак, для второй смены – горячий обед или полдник».

В связи с требованиями Роспотребнадзора к разведению потоков учащихся и соблюдением социальной дистанции в некоторых школах возникла еще одна проблема. Она связана не с горячим питанием, а с доступом к нему. Чтобы дети не пересекались, время их пребывания в столовой меняют. И школьники 5-11 классов, к примеру, которые позавтракали дома в 7-8 утра, могут теперь пообедать в школе только после 6-го урока, то есть примерно в 14.20. То есть дети, по сути, по 6-7 часов обходятся в школе без еды. Многие ребята начали приносить тайком «пайки» из дома, хотя школьная администрация это не приветствует. Доходит до комичных случаев. Вот одно такое описание из соцсетей:

« В школе 16 начальных классов (по 4 в каждой параллели). Соблюдая необходимую дистанцию, в столовой могут находиться одновременно только три класса по 30 человек. Сколько перемен надо, чтобы накормить 16 классов? А посчитайте! Но учтите, что в 1 - 3 классах сейчас только по четыре урока. Так что часть детей кушает по окончании последнего урока. Стала свидетелем такого обязательного теперь завтрака. По задумке администрации, каждый класс должен уложиться в 7(!) минут. Какое там! Все двадцать минут перемены ушли на кормежку трех классов. Последний из параллели класс стоял в коридоре перед дверьми столовой, но не солоно хлебавши отправился на урок - их завтрак перенесли на следующую перемену. Результат печальный. Пятиклассники могут попасть в столовую после своего пятого-шестого урока (а всего у них шесть). Другие же средние параллели могут организованно поесть только после уроков. Ну, а старшеклассники - перед своим седьмым уроком. Как же питаются 5-11 классы? Ведь они тоже дети, и им тоже хочется кушать. А они стали приносить еду из дома. Но где и как ее съесть? Из кабинетов на перемену выставляют: надо проветривать. На ходу в коридоре что можно съесть и выпить?. Особенно небрезгливые идут в туалет и достают ланч-боксы, сидя на унитазе. А другие небрезгливые снимают это на телефон. Веселуха. Вот объяснил бы мне кто-нибудь: зачем весь этот цирк?», - возмущается мама школьника, чудом проникшая в школу.

Как говорится, гладко было на бумаге, но забыли про овраги…



Вернуться назад