Застрявшими в Китае российскими моряками заинтересовался Следственный комитет
Дальневосточная транспортная прокуратура занялась проверкой ситуации, связанной с пребыванием более двух месяцев в китайском порту Шидао российского судна «Анатолий Торчинов» вместе с экипажем, сообщает Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета России.
О тяжёлом положении экипажа судна «Анатолий Торчинов» сообщил ТАСС Пётр Осичанский, получивший от моряков письмо с просьбой о помощи.
Судно находится в китайском порту Шидао уже третий месяц. «На судне нет еды, воды, третий месяц не платят зарплату. Люди хотят покинуть судно, просят консулов их репатриировать, но пока не могут этого сделать, так как необходимо обеспечивать безопасность судна», — сообщил Осичанский. Судовладелец сообщил инспектору, что на выплату зарплат морякам денег нет. К тому же начисления проводятся по неофициальной схеме, и моряки не знают размера своей зарплаты. Экипаж намерен покинуть судно, однако после выплаты задолженности готов продолжить работу.
Судно «Анатолий Торчинов» под российским флагом управляется судовладельцем «МВ-Лайн» (Владивосток). По словам моряков, задолженность по зарплате составляет 3–4 млн рублей. Осичанский добавил, что судовладелец ранее попадал в поле зрения федерации по похожему вопросу.
В ходе следствия прокуратура выяснила, что зарплату более двух месяцев не получали также экипажи судов «Порт Мэй», «Ст Винд», «Маджести», «Тэсса».
Сахалинский транспортный прокурор признал законными постановления следователя Сахалинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации о возбуждении уголовных дел по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ по факту полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы российским морякам.
Пробелы законодательства
Кадровые агентства, нанимающие экипаж на судно, часто не имеют лицензий либо они оказываются просроченными. Ранее наличие лицензий для кадровых агентств было обязательным условием и предполагало их ответственность, сообщил regnum.ru председатель Дальневосточной организации РПСМ Николай Суханов. Но сейчас агентства могут набирать экипажи на заведомо проблемные суда, где годами не выплачивают зарплату, не неся при этом никакой ответственности.
На каждом судне имеется «Свидетельство о финансовой гарантии», однако являются ли они подлинными — неизвестно. Свидетельство подтверждает финансовое обеспечение обязательств по репатриации, выплате компенсаций пострадавшим от несчастных случаев морякам. Однако в случае фальшивого свидетельства моряки не получат зарплаты и страховки, пояснил Суханов.
На заседании Совета морских профсоюзов России, прошедшем в Москве в марте, достойная заработная плата моряков стала главным вопросом. Чтобы избежать пробелов в законодательстве, РПСМ принял решение работать со страховщиками и Российским морским регистром: страховщики выдают лицензии, а регистр их проверяет.
По словам Николая Суханова, печальную «пальму первенства» в плане нарушения прав моряков по-прежнему удерживает Сахалинская область. «Там даже нет представительства РПСМ. Когда-то было, там работал наш замечательный коллега, прекрасный специалист Геннадий Мишин. Его буквально под страхом смерти, угрозами выжили из островного региона», — сообщил Суханов.
Сегодня моряк, которому судовладелец не платит зарплату, может сойти на берег и обратиться в местное отделение РПСМ. Там ему помогут опытные юристы. РПСМ может принять экстренные меры, вплоть до ареста судна. Но в морской, рыбацкой, судоходной и портовой Сахалинской области отделения РПСМ — нет.
Вернуться назад