DataLife Engine > Общество > Россиянам рассказали, с какой суммы у них начинается роскошная жизнь

Россиянам рассказали, с какой суммы у них начинается роскошная жизнь

Россиянам рассказали, с какой суммы у них начинается роскошная жизнь
Что такое роскошь, каждый понимает по-своему. Ведь у кого-то суп жидок, у кого-то жемчуг мелок. © Александр Улановский / Коллаж / Ridus
Стоимость предметов роскоши, которые можно было бы облагать специальным налогом, должна составлять 4,5 миллиона рублей, говорится в обзоре исследовательского холдинга «Ромир», который в четверг изучил РБК. Два года назад этот показатель составлял 3,2 миллиона рублей (то есть на 40% меньше). Инфляция за тот же период составила 62%.
Предметами роскоши россияне считают яхты, элитную недвижимость, частные самолеты, эксклюзивные автомобили, украшения и часы.
Тяжелое бремя роскошной жизни
Исследование «Ромира» дает картину весьма размытую, потому что в разных регионах России порог, с которого начинается роскошь, и само это понятие очень сильно разнятся, говорит эксперт Центра политических технологий, социальный психолог Алексей Рощин.
«Роскошь, по хрестоматийному определению, — это то, без чего человек легко может обойтись. Если от этого определения отталкиваться, то автомобиль, например, в каком-то городе или регионе может быть роскошью за счет того, что его цена несопоставимо высока по сравнению с зарплатами в этом регионе. Но одновременно жители какого-нибудь городка в глубинке без личного автомобиля обойтись не могут, потому что там не налажен общественный транспорт. То есть один и тот же предмет может подпадать под определение роскоши с одной стороны и не являться ею с другой», — сказал он «Ридусу».
Россиянам рассказали, с какой суммы у них начинается роскошная жизнь
Россиянам рассказали, с какой суммы у них начинается роскошная жизнь
Сайты знакомств можно спутать с сервисами по продаже подержанных авто
Точно так же где-нибудь в Африке или Индии подобным «фаллическим символом» может служить, к примеру, телевизор с большим экраном. «Человек может жить в хижине из соломы, питаться отбросами, — но на стене у него обязательно будет висеть гигантская „плазма“. Чем больше диагональ — тем круче. Потому что для местных девушек размер экрана является аналогом размера чего-то совсем другого, чем гордятся мужчины», — посмеивается психолог.
Покажи мне твой нефритовый столб
Мы сами проводили похожие исследования и пришли к очень неожиданным выводам, рассказала «Ридусу» доцент кафедры социологии ВШЭ Наталья Иконникова. «Оказалось, что понятие роскоши — и в денежном, и в натуральном выражении — очень „текучее“, причем оно может быть разным внутри разных этнокультурных групп. Например, на Северном Кавказе семья может влезать в пожизненные долги, чтобы обставить дом какими-то безумно дорогими нефритовыми столбами — потому что для этих регионов это не роскошь, а элементарное приличие. Жить в доме без нефритовых колонн — там это все равно что ходить голым», — рассказывает она. В то же время в других регионах мало кому в голову придет разоряться на такие вещи, но это не значит, что жители этих регионов беднее или богаче жителей Кавказа. Просто «понятия о приличиях» там другие. «Если взять, опять же, Москву как самый богатый и продвинутый регион, то здесь уже давно выглядит глупо, когда человек надевает на себя „всё лучшее сразу“. Это выходит даже не из моды, а из модуса вивенди (образа жизни. — Прим. „Ридуса“) в целом. Но это совсем не означает, что москвичи стали равнодушными к демонстрации своего статуса. Просто это стало проявляться в других вещах, которые не так бросаются в глаза», — говорит она. Например, признаком высокого социального статуса является фактор, который социологи называют «кофе с молоком», рассказывает эксперт.
Россиянам рассказали, с какой суммы у них начинается роскошная жизнь
«Если московский юноша назначает свидание девушке в „Старбаксе“ — этим он показывает ей свой более высокий социальный статус по сравнению с теми, кто назначит такое свидание в „Макдоналдсе“. Не потому, что там кофе принципиально отличается. А потому что „Старбакс“ — это тот самый символ, по которому социальное положение человека читается гораздо лучше, чем по марке его автомобиля», — поясняет Иконникова.
И это не только российский феномен. В Северной Америке риелторы совершенно профессионально используют в своей работе Starbucks factor: если сеть этих кофеен открыла в каком-то районе свою точку, значит, через несколько лет этот район будет заселен преимущественно представителями верхней части среднего класса. И соответственно, цены на жилье там тоже пойдут вверх.



Вернуться назад