Наши атлеты могут считать везением, что МОК не допустил их до соревнований
Олимпийские Игры в Пхенчхане превратились в сплошную череду больших политических и малых бытовых скандалов. Уже скоро их последствия могут отразиться на всем олимпийском движении.
Накануне церемонии открытия Игр Спортивный арбитражный суд (CAS) отклонил апелляции 47 российских спортсменов и тренеров на решение Международного олимпийского комитета (МОК) о недопуске к Олимпиаде. Таким образом, никто из этих спортсменов в Южную Корею уже не поедет, а их восторг от снятия дисквалификации оказался преждевременным.
И в WADA, и в МОК решению CAS обрадовались, назвав новость «приятной» и привычно сославшись на необходимость борьбы с допингом. И это при том, что ни один из 47 спортсменов в допинге уличен не был. «Сама формула приглашения такова, что ее крайне сложно оспаривать», — смиренно прокомментировал вердикт вице-премьер Виталий Мутко.
Впрочем, нашим спортсменам, недопущенным на Олимпиаду, наверное, даже повезло. Царящую там атмосферу здоровой не назовешь. Причем, в прямом смысле. В Пхенчхане выявлены уже 86 случаев заражения кишечной палочкой. Пока никто не умер, но организаторам пришлось заменить сотрудников охраны олимпийских объектов до завершения карантина.
Вероятной причиной ЧП может быть слабый контроль властей за ситуацией в общепите. Во всяком случае их рекомендацию убрать из меню традиционные для Кореи блюда из собачьего мяса рестораторы проигнорировали. Из 12 заведений, в которых подают собачатину, лишь два согласились подчиниться. И это несмотря на обещанную правительством компенсацию.
МОК понимает всю неловкость ситуации, когда гости Игр со всего мира вынуждены лицезреть на столах симпатично сервированных «друзей человека». Однако, прямо выступать против местной традиции не решается, так как залогом успешного проведения Игр является присутствие делегации КНДР, а все корейцы относятся к собачатине одинаково.
В среднем за год на одном только рынке Моран в 100 километров от олимпийского Пхенчхана забивается и продается около 80 тысяч собак. Сеул обещал закрыть рынки с собачьим мясом на время соревнований, но вместо этого власти решили сделать их менее заметными — установили знаки, запрещающие фотографировать.
Правда, для росийских болельщиков разного рода запреты — не указ. Это касается не только съемки забоя собак, но и, например, демонстрации российского флага на трибунах, что запрещено решением МОК. Некоторым из болельщиков удалось пронести запрещенные знамена на «Ледовую арену Каннын», где проходят соревнования по фигурному катанию. Гордое фото с флагом появилось в сети.
Тем самым они, возможно, подставили своих любимых спортсменов. Ведь за публикацию или лайк фотографии российского флага в соцсетях наших атлетов ждет наказание. Сами они на подобные нарушения правил не идут. Напротив, по свидетельству очевидцев, еще в самолете тщательно заклеивали название и символику России клейкими лентами из ткани для фиксации суставов.
Налицо раскол нашей страны по отношению нейтральному флагу на Олимпиаде. Спортсмены готовы участвовать «хоть тушкой, хоть чучелом» — их ждут щедрые премиальные. Власти, допустившие допинговый скандал, пойти на бойкот соревнований тоже не решились — боятся оторваться от «мирового сообщества». А вот народу это не нравится — не зря российские телеканалы отказались от трансляции ОИ-2018.
Таким образом, от политики, пусть и в форме скандалов, на Олимпиаде никуда не деться. Но в отличии от россиян, другие участники Игр не стесняются этого. Так, лидер КНДР отправил на Игры свою младшую сестру Ким Ё Чен. Впервые нога представителя династии Кимов ступит на землю Южной Кореи. Судя по всему, на церемонии открытия сестра «рокетмена» заберет на себя все внимание СМИ у дочери заклятого врага северокорейского лидера Иванки Трамп. Это ли не политика?
Более того, 8 февраля недалеко от Олимпийской деревни в Канныне состоялась первая политическая демонстрация. Группа проамерикански настроенных граждан Южной Кореи выкрикивали лозунги против участия КНДР в Олимпиаде, порвали и сожгли портреты главы северокорейской республики Ким Чен Ына, флаги КНДР и объединенного полуострова.
Тем временем, в России по-прежнему повторяют упрямую мантру про «спорт вне политики», придуманную в эпоху, когда СССР был настолько силен, что на Западе просто боялись «кусать» наших спортсменов.
О ньюансах политико-гастрономического скандала, возникшего у зоозащитников на ОИ-2018 «СП» рассказала председатель общественной организации «Голоса за животных» Динара Агеева.
— Действительно, в Корее существует традиция поедания собак. Сейчас, правда, это уже не так распространено, как раньше. В основном в связи с доминированием западной культуры. По сути, РК — это уже западная страна с развитой экономикой и т. п. Но часть корейцев по-прежнему не считают поедание собак чем-то жутким. Хотя для нас, россиян, это все равно что есть людей. И, конечно, это идет в разрез с мировоззрением многих участников Олимпиады и членов делегаций.
«СП»: — Власти Южной Кореи не смогли добиться закрытия «собачьего» общепита даже на время соревнований…
— Насколько я знаю, в РК есть движение, ратующее за прекращение этой практики. Потому что они не просто едят, но и сам забой происходит жестоко.
В Азии в целом защитой животных занимается организация PETA (Люди за этичное обращение с животными — авт.). Именно они в свое время проводили расследование, связанное с поеданием и собак и кошек в странах Азии. Ведь в том же Китае есть целые фермы, которые выращивают собак и кошек ради мяса и меха. Потом этот мех продается в России под видом меха других пушных животных. Многие люди, после увидев насколько жестоко обращение с животными меняют свои взгляды.
«СП»: — Масштабы южнокорейской собачьей кулинарной индустрии поражают. На ближайшем к Пхенчхану рынке за год забивают почти 80 тысяч собак…
— А вот в России не так. Сейчас, перед Чемпионатом мира по футболу, началась «зачистка» от них тех городов, где будут проходить соревнования. На это выделяются деньги. Будут строить временные приюты и перемещать животных туда. У нас на региональном уровне запрещено убивать бродячих собак. Мы, гражданское общество, считаем, что это правильно — использовать гуманные методы.
Суть политической интриги, закрутившейся вокруг Олимпиады, пояснил старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
— Сестра северокорейского лидера Ким Ё Чен считается важным человеком в руководстве КНДР, доверенным лицом Ким Чен Ына, отчасти играющим роль в какой-то степени «серого кардинала» в политике. Также Пхеньян сократил масштабы военного парада, котрый прошел накануне и сделал несколько миролюбивых заявлений, участвует в Олимпиаде под единым флагом Кореи. Все это показатель серьезного намерения Северной Кореи начать достаточно доверительный диалог с югом.
КНДР сейчас столкнулась с ситуацией, когда их довольно жестко давят китайцы и одновременно у них не получается начать диалог с американцами. Поэтому южнокорейский канал для них единственный выход сейчас. Это мы и наблюдаем.
«СП»: — Возможно однажды мы увидим визит и самого Ким Чен Ына в Сеул?
— Это крайне маловероятно. Трудно представить, чтобы северный руководитель поехал на юг. Заметно, что Ким Чен Ын по сути уклоняется от личных контактов с зарубежными политическими фигурами. У него есть контакты среди иностранцев — он ведь учился в свое время в Швейцарии, но контактов с политиками нет.
Эксперт по Северной Корее Андрей Дмитриев обращает внимание, что тех, кто «не прогнулся» под давлением — северян, принимают на Олимпиаде с уважением. В отличие от россиян, согласившихся идти на поводу у МОК.
— Вне зависимости от результатов соревнований одну страну уже можно назвать триумфатором начинающейся Олимпиады. И эта страна — КНДР. Ни на йоту не уступив мировому сообществу в вопросах своей ядерной программы, Ким Чен Ын добился того, что его упрашивали прислать туда спортсменов, и МОК даже пошел на особые условия — удовлетворил заявку после истечения положенных сроков.
«Под торжественным исполнением Патриотического гимна поднималось сине-красное знамя КНДР. Жизнерадостный женский духовой оркестр группы болельщиков и задорный ритм приподняли атмосферу церемонии поступления,» — сообщает северокорейское информагентство «Нэнара» из Олимпийской деревни и приводит соответствующие фотографии.
«СП»: — Как-то слишком радостно…
— Есть чему порадоваться! На время игр частично отменены санкции против КНДР. Так, ООН приняла специальное решение снять их с главы спортивного комитета Чхве Хви — привет Виталию Леонтьевичу Мутко. Вчера в Пхеньяне прошел военный парад с демонстрацией новейших ракет, а уже сегодня в Пхенчхане президент Му Чже Ин принимает делегацию с Севера во главе с председателем Народного собрания Ким Ен Намом и сестрой Ким Чен Ына Ким Ё Чжон.
Если Му Чже Ина ригласят в КНДР, и если этот визит состоится, то он может положить начало новой «политике солнечного тепла», которую проводили в отношении северного соседа президенты Ким Дэ Чжун и
Но Му Хен в 2000-е годы. Если кто не знает, Му Чжэ Ин, как и они, является представителем левых сил, в целом миролюбиво настроенных к Севером. Это может стать настоящей пощечиной Вашингтонскому обкому.
Кстати, на церемонии открытия гости должны стоять на одной трибуне с вице-президентом США Майком Пенсом, дочерью президента Иванкой Трамп, премьер-министром Японии Синдзо Абэ и другими высокими гостями. И это, скажете, страна-изгой?
«СП»: — Получается, что изгоем выглядит здесь…
— Изгоем на Олимпиаде выглядит другая страна — с подвергающимся всевозможным унижениям спортсменами, часть которых не допустили к соревнованиям, а оставшиеся выходят под нейтральным флагом и без звуков гимна, с лепечущим невнятные извинения руководством. В общем, Россия показала, что о нас можно вытирать ноги, к сожалению, чем мировое сообщество радостно и воспользовалось. А ведь спорт — это, как и война, продолжение политики другими средствами, и с этой точки зрения картина для нас складывается совсем не радужная.