9–10 июня, одновременно, в Квебеке проходил саммит Группы семи (G-7), а в Циндао саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Впервые в Циндао ШОС была представлена восемью участниками. Добавились принятые на прошлом саммите Индия и Пакистан. В очереди, в статусе стран-наблюдателей и стран – партнёров по диалогу стоят ещё десяток государств. И ещё десять (включая, кстати, Украину) подали заявку на наблюдателя, но пока никакого официального статуса не получили.
Для нас два десятка кандидатов в члены и кандидатов в кандидаты, важно лишь с той точки зрения, что демонстрирует значительный потенциал организации. Как говорили наши «партнёры» из ЕС и НАТО, объясняя включение в свои структуры бывших членов СЭВ и ОВД «страны бегут из бесперспективных организаций в перспективные». Судя по очереди на вход, ШОС – весьма перспективная организация.
Это не мудрено. Как было заявлено на последнем саммите, по совокупному объёму ВВП она уже обогнала страны G-7, а отставание по объёму ВВП на душу населения быстро сокращается. С учётом того, что в странах ШОС на 60% земной суши проживает половина населения планеты, потенциал дальнейшего роста их экономик сомнения не вызывает. Более ёмкого и перспективного рынка на планете нет, и не будет.
Однако пошедший саммит характерен ещё и тем, что если раньше станы ШОС ограничивались обсуждением финансово-экономических проблем, изредка касаясь региональных политических вопросов, то в этот раз они выступили с программными политическими заявлениями по вопросам, формально к сфере интересов ШОС не относящимся. Страны ШОС призвали к соблюдению всеми сторонами своих обязательств по иранской ядерной сделке, позитивно оценили контакты между КНДР и Китаем, подтвердили безальтернативность политического урегулирования сирийского кризиса на основе астанинских договорённостей (призвали соблюдать соглашения о зонах деэскалации), а также политического урегулирования украинского кризиса на основе минских договорённостей.
Напомню, ШОС на сегодня – первая экономика мира. И первая экономика мира единодушно определила свои глобальные политические приоритеты. Теперь с этим придётся считаться всем. Дело в том, что каждый, кто следил в последние десятилетия за подъёмом России и Китая, за постепенным переформатированием глобального политического пространства, мог заметить, что евроазиатское объединение никогда не спешило что-то заявлять или кому-то угрожать. В отличие от бившегося в перманентной истерике объединения евроатлантического, прежде чем седлать конкретные политические заявления или предпринять конкретные шаги на международной арене, и Москва, и Пекин накапливали силы, привлекали союзников или хотя бы переводили потенциальных противников в статус нейтралов и только потом действовали. Именно это позволяло им переигрывать гораздо более сильный в военном и экономическом смысле коллективный Запад.
Военное преимущество Запада было похоронено в ходе демонстрации Путиным новейших российских вооружений во время ежегодного обращения к Федеральному Собранию. Экономическое его превосходство тоже долгое время находилось под вопросом и вот, 9–10 июня на саммите ШОС и его также похоронили окончательно. Теперь не просто США уступают место первой экономики мира Китаю, совокупный Запад потерял экономическое превосходство, будучи вытесненным с первой позиции ШОС. Напомню, что ШОС состоит из восьми членов. То есть, объём экономики восьми стран-членов ШОС превысил объём экономики семи наиболее развитых стран Запада.
Думаю, именно поэтому только теперь, ликвидировав превосходство Запада в военно-политической и экономической сфере, ШОС начала делать политические заявления. Теперь страны ШОС могут подкрепить свои пожелания реальными действиями. Запад сам разрушил правила мировой торговли, начав, вопреки правилам ВТО, по политическим мотивам вводить санкции против кого захочется. Евразийское объединение не так падко на санкции, как евроатлантическое и не так быстро их вводит. Но уж если вводит, то это действительно больно.
10 июня, в совместной декларации ШОС высказало свою волю, своё видение перспектив урегулирования текущих кризисов и правил построения будущего мира. Чем смог ответить коллективный Запад? Ничем. Лучше бы они на свою G-7 не собирались. Не было бы такого контраста.
Собственно у стран Запада было два основных пункта: как избежать торговой войны, вызванной американскими запретительными пошлинами на основные товары европейского, канадского и японского экспорта, а также что делать с Россией, без которой Запад оказался не способен решить ни одну текущую проблему международных отношений.
По первому вопросу «шестёрка» попыталась организовать коллективную атаку на Трампа. На что американский президент, в присущей ему свободной манере, без экивоков заявил, что «шестёрка» привыкла наживаться на США, но больше у неё это не получится. На этом вопрос экономического единства Запада был закрыт. Теперь дорогим европейцам надо думать, принимать ли вызов США и начинать экономическую войну или позорно капитулировать, даже не попытавшись сопротивляться. С учётом того, что Трамп ещё и лично успел оскорбить почти каждого из участников встречи, шанс на выбор в пользу войны резко возрос.
В связи с этим интересен ход обсуждения второго (российского) вопроса. Первым взял быка за рога Трамп и предложил вернуть Россию в «Восьмёрку», то есть расширить формат Группы семи, до Группы восьми. Его с энтузиазмом поддержал итальянский премьер, но все остальные отвергли столь радикальную перемену политики. Затем было подписано абсолютно пустое заявление, в очередной раз призывавшее Россию проявить добрую волю и сделать Западу приятно, отказавшись от собственной позиции по всем актуальным вопросам глобальной повестки. Но и из под него подпись США Трамп умудрился отозвать, уже находясь в пути в Сингапур.
Кстати, тот факт, что график президента США был составлен таким образом, что ему пришлось бросить заключительный этап встречи G-7, ради свидания с Ким Чен Ыном, состоявшимся при китайском посредничестве, тоже весьма знаменателен. Лидер Запада бросил своих главных союзников, чтобы не опоздать на встречу с руководителем КНДР, которого Запад ещё пару лет назад вообще не замечал. При этом надо иметь в виду, что встреча с Ким Чен Ыном планировалась тогда, когда дата и протокол встречи G-7 были известны, как минимум несколько месяцев. Если бы американская сторона настаивала на том, что встреча в Сингапуре должна произойти на день или даже два позже, ни КНР, ни КНДР не полезли бы в бутылку.
Но американцы не настаивали. Трамп, судя по всему, и сам был не прочь под благовидным предлогом пораньше удрать от бунтующих союзников.
Надо понимать, что Дональд Трамп не городской сумасшедший, а президент США, опирающийся на поддержку значительной части политической элиты и имеющий неплохие шансы на переизбрание. Иначе его бы давно отправили на свалку истории в порядке импичмента. То есть, его эпатажное, пренебрежительное в отношении европейских союзников поведение, не личная позиция выжившего из ума бизнесмена (как это иногда пытаются преподнести). Это позиция людей, контролирующих власть в США сегодня и планирующих контролировать её ещё минимум шесть лет, причём позиция, поддержанная большей частью избирателей.
Я давно писал, что последнее десятилетие мы наблюдаем судорожные попытки американских элит найти недостающие для проведения гегемонистской политики ресурсы. После провала попытки быстрого ограбления России и Китая, за счёт их превращения во второстепенные политические образования, проводящие выгодную Вашингтону внешнюю и экономическую политику, донором необходимых ресурсов должны были стать евроатлантические и тихоокеанские союзники США, которым предложили быстро и без лишних вопросов подписать ТТИП и ТТП. Но союзники упёрлись и администрация Обамы так и не смогла продавить эти два «партнёрства» в нужном виде.
Трамп сразу же оказался от продолжения переговоров по ТТИП и вышел из уже подписанного ТТП. Это знаменовало новую политику США в отношении союзников. Если с их помощью не удалось подавить Россию и из них не удалось выдоить необходимые для продолжения американской борьбы ресурсы, то их необходимо сбросить с корабля, как лишний балласт.
Конечно, всё это происходит не за один день. Но США совершенно отчётливо пытаются отказаться от любой поддержки союзников, от любых, выгодных им торговых связей, сохраняя при этом свои торгово-экономические интересы в Европе. Фактически, если до этого ЕС предлагали расслабиться и получить удовольствие по-хорошему, то сейчас США переходят к прямому насилию. При этом, в словах и действиях Трампа присутствует железная западная логика. Запад выступал против России и Китая единым фронтом, но США были его главной силой и несли издержки, в то время, как все остальные, в основном, только считали прибыли. США слишком сильно издержались и больше не могут ресурсно обеспечивать коллективную политику Запада. Будет честно, если ЕС, Япония, Канада и другие союзники затянут пояса и помогут гегемону материально. Ну а если они не хотят, то у США есть великое право гегемона забирать у вассалов всё, что ему нужно, не спрашивая мнение самих вассалов.
Понятно, что Вашингтон не может более осуществлять свою гегемонию вообще без союзников, но он не готов к равноправному партнёрству и пытается изыскать для себя нового младшего партнёра (вместо слишком дорого стоящего, слишком неповоротливого и неэффективного ЕС). Таким партнёром для Вашингтона может быть либо Россия, либо Китай. Отсюда и политика Трампа по отношению к Москве и Пекину – санкции не снимаются, даже вводятся новые, но демонстрируется воля к оперативному решению сложных и раздражающих политических вопросов. Особенно, если компромисс можно найти за счёт интересов ненужных уже союзников (неважно это ЕС или Южная Корея с Японией).
США хотели бы сыграть в паре, но пока не знают с кем. Поэтому они тянут Россию в Группу восьми. Расчёт прост, если удастся сыграть на медлительности европейских политиков и институтов, неспособных к быстрой перестройке, то можно попробовать в рамках Группы восьми выступить против «шестёрки» вместе с Путиным. Тогда будет наказана и наглая Европа, но и российско-европейское сближение окажется под ударом.
В то же время, поскольку единая Евразия – главный проект сближающий Москву и Пекин, игра России на стороне США, против ЕС пусть даже в рамках Группы восьми, может вызвать раздражение у Китая. А на китайском направлении Трамп также создаёт площадки общих интересов, например запускает длительный переговорный процесс с Ким Чен Ыном, в котором США однозначно получают выигрыш, если им удастся убедить КНДР отказаться от ядерного оружия, а заплатят они за это интересами Японии, Южной Кореи и даже Китая. Ядерное разоружение Севера в обмен на прекращение состояния войны и уход американских войск из Южной Кореи резко снижает защищённость Сеула и Токио, а поставленное в повестку дня объединение Кореи, не отвечает интересам Китая и Японии.
Таким образом, Трамп пытается создать для США новые площадки для торговли, закрыть политические форматы, не оставляющие Вашингтону пространства для манёвра и открыть новые, позволяющие активно маневрировать перспективными союзами. Проигранный формат восемь (ШОС) против семи (G-7) Вашингтон пытается заменить форматом два (Россия и США) против двух (США и Китай), в котором в сумме участвуют всего три страны.
Безусловно, маневрирование Трампа крайне рискованное. Но в его основе лежит расчёт на медлительность и неповоротливость Европейского союза, который просто не успеет (в силу длительности своих процедур и сложности согласований) сменить проамериканскую политику на антиамериканскую. Он также надеется на то, что Японии и Южной Корее некуда деваться из-под американского зонтика и они будут до последнего надеяться на лучшее, а их возможные интриги против США возможны только с Россией, что также должно вызвать подозрение у Китая и закрыть Москве пекинское направление.
В конце концов, у него всё равно нет вариантов. Ему приходится жертвовать фигуру за фигурой, чтобы выиграть темп и в результате попытаться на выдохе в последний момент обойти соперника, спасти проигранную партию. «Кто не рискует – не пьёт шампанское!» – лозунг чистого не замутнённого бизнеса. Но Трамп и есть бизнесмен, а вся американская политика, в эпоху своей успешности была чистым и незамутнённым бизнесом. А потом пришли идеологизированные неоконы и всё испортили. Трампа для того и продвинули в президенты, чтобы попытаться вернуться к старым-добрым схемам в условиях геополитического цугцванца, когда каждый новый ход ухудшает положение. И надо сказать, что он нашёл хоть и не выигрышное, но интересное продолжение. Правда шансы у него появляются только в случае грубых ошибок противника, но иначе шансов нет вообще. А противников много, авось кто-нибудь и ошибётся.
В целом же на состоявшемся саммите пожертвовали Группой семи и показали, что готовы пожертвовать ЕС, особыми отношениями с Канадой, доверительным партнёрством с Великобританией и много, чем ещё, ради сохранения свободы рук в глобальной игре. Пока что они не готовы пожертвовать только своим военным присутствием на территориях союзников и то, лишь потому, что хотят сохранить этот козырь для дальнейшего геополитического размена.
Сейчас мяч на половине поля ЕС. Германия давно пыталась переориентировать критически важные экономические связи со США на других партнёров, включая Россию, но процесс далеко не закончен. Точно также не закончен (только начат) процесс создания единой европейской армии, которая должна заменить НАТО. Трамп поставил своих европейских друзей в очень сложную ситуацию, когда и не ответить на его хамство нельзя, и ответить пока особенно нечем. Посмотрим, найдут ли ушлые европейцы эффективный ход, способный побить данайские жертвы Трампа.
Ростислав Ищенко