Как в Новой Зеландии считают медали Олимпиады, пишет Sports.ru. В таблице учитывается соотношение населения страны и количества заработанных медалей. Лидируют Багамы с одной золотой медалью, а численность население 388 тысяч человек. Следом идут команды Ямайки и Фиджи. Сама Новая Зеландия располагается на седьмом месте. Россия — 38-я по раскладам новозеландцев (11,984 млн человек на одно золото).
Соотношение населения к медалям — это интересно, но не более.
Тогда уж нужно размещать страны в рейтинге, например, с точки зрения экономического развития. Чем более развитая страна, тем доступнее в стране спорт. И поэтому в какой-нибудь африканской стране намного сложнее вырасти чемпионом, чем в благополучных США.
И ещё одна причина, почему соотношение населения к медалям некорректно. Корректнее сравнение соотношения количества спортсменов в определенном виде спорта к медалям. Например, в США 3000 профессиональных бегунов и у них такое-то количество медалей в этих дисциплинах. А в Фиджи 30 спортсменов профессиональных бегунов — и у них столько медалей. Даже такой расклад будет намного объективнее.
Но не будем судить строго, каждая страна пользуется статистикой с точки зрения своих интересов. Новой Зеландии как небольшой общности хочется быть более важной, чем они есть на самом деле. Хотя это и довольно бессмысленно. Но тут встаёт перед нами вопрос, есть ли смысл вообще у Олимпиад и у сферы профессионального спорта? Это сфера развлечения. Это сфера, важная с точки зрения патриотизма стран и народов, с точки зрения нациестроительства.
Все хотят быть лучшими? Почти все. Например, кроме Израиля. Израиль же почти не стремится к выступлению на Олимпиадах, к победам на разных спортивных турнирах. В том числе там это сопряжено с отношением к спорту с точки зрения ортодоксальных евреев. Но спорт там вполне себе развит. Важное, что там нет стремления к победе любой ценой на спортивных соревнованиях со стороны государства.
Это правильная позиция. Спорт — это, в первую очередь, здоровая нация. Для этого не нужно, чтобы один напичканный супер-допингами атлет стал олимпийцем. Для этого необходима доступность спорта для всего населения, развитость массового спорта. В Израиле это есть. Хочется, чтобы и в России пришли к этому.
Наша крутость — это не количество медалей на Олимпиаде. Это советский подход, от которого нужно отказываться. Пусть с этим подходом остаются американцы. Не нужно участвовать в этой гонке. Наша крутость должна заключаться в развитии массового спорта, в большом количестве стадионов, в высокой продолжительности жизни.
А что толку нам от медалей, например, Юлии Ефимовой? Она уже какой год живет и тренируется в США, потому что там плавание развито очень сильно. Наша федерация спонсирует командировку спортсменки, чтобы она там тренировалась. Но является ли Ефимова показателем развитости и популярности плавания в России? Нет. Так во многих видах спорта и во многих странах.
Спорт должен стать ближе к людям. Для этого нужно определиться, для кого создана Олимпиада — для профессионалов или для обычных людей? В каждом виде спорта должны быть выработаны подходы по определению критериев отбора спортсменов на Олимпийские игры.
Тренируется спортсмен из Венгрии по стрельбе из лука в Австралии — живет там уже много лет, тренируется, но выступает за Венгрию. Является ли он объективным представителем венгерского спорта? А если бы МОК заставил спортсменов тренироваться и жить в тех странах, которые они представляют? А тех, кто тренируется и живёт в одних странах, а представляет другие — таких не допускать? Было бы куда интереснее и объективнее.
Уверен, мировой спорт должен пережить реформу самой своей сути. Ряд видов спорта должны полностью определиться как часть сферы развлечения. Это сделал, например, футбол. Поэтому на Олимпиаде футбол — это непопулярный турнир среди неизвестной молодежи. Есть виды спорта, которые только и существуют ради Олимпиады. Такие виды спорта должны перейти в сферу массового спорта. Для представителей этих видов спорта должны быть введены критерии отбора, способные предать Олимпиаде больше смысла и объективности.