После утечки документов WADA об олимпийцах США спортивное сообщество вновь разбилось на два лагеря. Западный мир с каменным лицом твердит, что лечение «серьезных болезней» американских чемпионок с помощью наркотических веществ нельзя даже сравнить с циничным употреблением милдроната русскими спортсменами. Российское сообщество спрашивает, какие же болезни дали американцам допинговый карт-бланш, во многом понимая, что никакого честного ответа получено не будет. Тем временем Международный олимпийский комитет (МОК) продолжает задним числом аннулировать победы русских атлетов на Олимпиадах.
Напомним, вчера вечером хакеры, называющие себя командой Fancy Bear, опубликовали в открытом доступе документы, обнаруженные на компьютерах Всемирного антидопингового агентства (WADA). В первой части опубликованных данных были сведения о сестрах Уильямс, а также о золотых медалистках Олимпиады-2016 гимнастке Симоне Байлз и баскетболистке Елене Делле Донн. Согласно документам, все они употребляли сильнейшие препараты, нередко наркотические, во время подготовки и участия в Олимпиаде в Рио. Сертификаты WADA свидетельствовали, что запрещенные в спорте вещества (а некоторые препараты запрещены в разных странах на государственном уровне), спортсменки принимали «по медицинским показаниям», то есть с санкции WADA. Хакеры пообещали, что в дальнейшем последуют новые разоблачения.
Вскоре после разразившегося скандала уличенные спортсменки прокомментировали ситуацию. Теннисистка Винус Уильямс заявила, что разочарована утечкой данных.
«Я была разочарована, узнав сегодня, что мои личные, медицинские данные были взломаны хакерами и опубликованы без моего разрешения», — написала теннисистка в своем микроблоге. Винус подчеркнула, что соблюдала правила теннисной антидопинговой программы, когда запрашивала разрешение на применение препарата в терапевтических целях. Такое разрешение, по ее словам, ей дали после заключения «анонимной группы независимых врачей» и утверждения законных медицинских причин.
Звезда баскетбола Елена Делле Донн на момент публикации данных из WADA, как оказалась, была в больнице. Она опубликовала свою фотографию из больничной палаты с саркастическим комментарием: «Хочу поблагодарить хакеров за извещение всего мира о том, что я легально принимаю лекарство, которое прописано мне в соответствии с диагнозом, и в отношении которого WADA сделало для меня исключение. Спасибо, ребята».
Впрочем, в больнице она вряд ли была в связи со своей основной болезнью, из-за которой ей разрешили принимать гидрокортизон и амфетамин: в приписке к фото Елены говорилось, что она перенесла успешную операцию на большом пальце правой руки.
Употреблением амфетамина с разрешения WADA отличилась также титулованная гимнастка Симона Байлз. Но ее публичный комментарий коснулся только приема метилфенидата (он же риталин, психостимулятор). Спортсменка написала, что с детства страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и всегда принимала этот препарат. Байлз добавила, что она всегда выступала за «чистый спорт» и соблюдала установленные правила. Риталин действительно используют для коррекции СДВГ в США, ряде стран Евросоюза и Латинской Америки. Однако в России и еще нескольких странах этот препарат запрещен, так как относится к перечню наркотических (в СМИ его нередко называют «детским кокаином»).
Тем не менее, американцы были глубоко оскорблены публикацией документов WADA. В их трактовке важно то, что употребление сильнейших веществ имеет официальное разрешение.
«Это немыслимо в Олимпийском движении, чтобы хакеры незаконно получили конфиденциальную медицинскую информацию, пытаясь облить грязью спортсменов, чтобы они выглядели так, будто сделали что-то неправильно», — заявил глава Антидопингового агентства США Трэвис Тайгарт. По его словам, хакеры совершили «кибератаку на чистый спорт и права спортсменов», так что весь мир должен это осудить.
МОК на тех же позициях: это не допинг, а разрешенные лекарства для больных спортсменов. Как заявила пресс-служба комитета на запрос агентства «Р-Спорт», американские спортсменки «не нарушали антидопинговые правила на Играх-2016».
Как отмечает The Telegraph, ранее в международном спортивном сообществе поднималась широкая дискуссия об использовании медицинских льгот спорте. Утечка и публикация данных, по видимому, призваны вновь разжечь эти дебаты, полагает издание.
Что же касается главных виновников скандала — WADA, то в агентстве даже не стали проводить тщательное расследование для того, чтобы обвинить в кибератаке Россию. «WADA проинформировал правоохранительные органы, что эти атаки исходят из России», — говорится в заявленииагентства. По мнению этой организации, к взлому могут быть причастны те же люди, которые в прошлом месяце взломали аккаунт россиянки Юлии Степановой.
В Кремле уже выступили с опровержением этого обвинения. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, причастность России к хакерской атаке полностью исключена.
Материалы, добытые хакерами, сильно озадачили российское сообщество. Главный вопрос сформулировала официальный представитель МИД Мария Захарова на своей странице в Facebook: «Хотелось бы диагноз узнать. Может, окажется, что Тарпищев зря извинялся?». Напомним, президент российской федерации тенниса Шамиль Тарпищев публично «пошутил» о теннисистках сестрах Уильямс — он назвал их «братьями» из-за их мощной физической формы. За свое высказывание он был отстранен на год от любой деятельности в Женской теннисной ассоциации (WTA) и оштрафован на $25 тыс. Позднее он принес письменное извинение сестрам Уильямс за неудачную шутку.
Возвращаясь к реакции российского сообщества на последние события, можно обобщить — все в недоумении: какие болезни лечат олимпийские чемпионы такими мощными препаратами, которые в обычной практике назначают терминальным больным, то есть умирающим людям? Еще один вопрос: даже если есть такие болезни, то почему спортсмены принимают наркотики, тогда как наука уже изобрела в ряде случаев аналогичные препараты не наркотического воздействия?
Эксперты и политики сходятся во мнении: формат WADA пора менять, в организации нужно установить жесткий регламент, чтобы такие решения не принимались в одностороннем порядке.