DataLife Engine > Спорт > О мнимом поиске расизма в российском футболе

О мнимом поиске расизма в российском футболе

О мнимом поиске расизма в российском футболе
Перед ЧМ по футболу в России наши спортивные чиновники решили соблюдать формальности по всему спектру работ, что должна проводить страна-хозяйка турнира. Один из таких пунктов — борьба с расизмом.
До последних лет в российском чемпионате по футболу не существовало никаких организаций, которые бы целенаправленно изучали вопрос о проявлениях расизма на наших футбольных трибунах.  Это не происходило по разным причинам, начиная с того, что повального расизма там никогда и не было, заканчивая тем, что в нахождении расизма на трибунах не было никакого смысла, — ведь его там было не больше и не меньше, чем в обществе в целом.  Чем ближе приближался 2018 год, тем чаще наши футбольные чиновники стали задаваться вопросом, что же сделать, чтобы показать мировому спортивному сообществу, что мы ведём борьбу с расизмом, хотя мы с ним, вроде как, и не часто сталкивались.  Для начала функцию мониторинга за проявлениями расизма возложили на КДК РФС. Но её председатель Артур Григорьянц не очень ретиво стал заниматься поиском расизма на российских трибунах, занимаясь своими стандартными вопросами — выносил штрафы футбольным клубам за поведение болельщиков (бросание фаеров, нецензурные выкрики), за поведение футболистов и тренеров во время матча и т. д.  А когда у Григорьянца спросили, как там поживет расизм, то он ответил, что никаких проявлений расизма он на наших трибунах никогда и не замечал.  Что же делать с таким ответом нашим спортивным чиновникам, как смотреть в глаза европейцам, которые ищут и находят у своих сограждан расизм, а мы у себя его якобы не наблюдаем?  Пошли по другому пути. Создали должность «Офицера РФС по борьбе с расизмом», назначив на неё бывшего футболиста Алексея Смертина.  Прошло уже 16 туров со старта нового сезона в российском футболе и Алексей Смертин подвел предварительные итоги: им за это время было зафиксировано меньше 10 случаев проявления расизма. Смертин так и сказал: «Не могу назвать точное количество проявлений расизма. Меньше 10».  Каким же образом «антирасовый офицер» Смертин считает расизм на наших трибунах?  Оказалось, что у него существует целая система, некая «новая система мониторинга», которой он и руководит. Как она выглядит и что из себя представляет — никто не знает. Но она считает, внимание, «уханья» с трибун.  Отчет о проявлениях расизма выглядит примерно так: уханья зенитовцев на 90-й минуте матча «Зенит» — «Спартак» (Фернандо), уханья армейцев на 61-й минуте матча ЦСКА — «МЮ» (Лукаку), уханья спартаковцев на 79-й минуте матча ЦСКА — «Спартак» (Витиньо).  Судя по всему, супер-методика Смертина считает только эти самые уханья. А что ещё можно считать расизмом, чёрт побери, кроме уханья и бананов?  Но бананы в последний раз на наших трибунах кидали очень и очень давно. И встаёт другой вопрос, является ли уханье — расизмом? Считаю, что нет. Уханье в сторону футболистов с тёмным цветом кожи не является проявлением расизма, это скорее является попыткой выбить из колеи конкретных футболистов команды-противника.  Те люди, которые ухают, уверен, не являются расистами, а скорее лишь не очень воспитанными людьми, но которые хотят любым способом помочь своей команде.  Поэтому предлагаю комиссию Смертина переименовать в «Комиссию по проявлению невоспитанности», а не расизма. Расизм — очень громко сказано в данном случае. Расизмом можно будет называть поведение фанатов «Спартака», когда они сами начнут ухать своим же Фернандо или Промесу, а фанаты ЦСКА обухивать Витиньо и Оланаре.  Вот тогда можно будет говорить о расизме, когда фанаты своих же клубов будут последовательно проявлять расовую нетерпимость, освистывать и ухать своим футболистам.  А сейчас расизма нет, есть лишь проявление поддержки своей команды, которая выражается в некорректном (невоспитанном) поведении футбольных болельщиков. Не нужно путать невоспитанность, которая проявляется в использовании в речи национальных стереотипов и расизм — идеологию, в основе которой лежат положения о неравноценности человеческих рас.  Национальные предрассудки («евреи — жадные», «афроамериканцы и африканцы любят бананы», «русские любят водку» и т. д.) были сформированы в то время, когда между этническими общностями существовала существенная социальная дистанция.  Поэтому среди одних национальных групп формировался образ других национальных групп, которые наделяли друг друга какими-то стереотипными характеристиками. Но даже при их использовании, которые сегодня остались лишь в анекдотах, нельзя говорить, что тот или иной человек является расистом, скорее — он просто невоспитанный, если верит в предрассудки и доверят стереотипам.  Не знаю, насколько глубоко бывший футболист Алексей Смертин разбирается в вопросах национальных конфликтов, но хотелось бы, чтобы он отличал проявления расизма от неуместного проявления национальных стереотипов. Хотя если это всё создано только для того, чтобы показать отчеты о проделанной работе по этому направлению мировым и европейским футбольным чиновникам, а после Чемпионата Мира в России эту тему снова отодвинут на задний план за ненадобностью, — то всё нормально.  Если продолжат заниматься этим и после мундиаля, то стоит будет донести мысль, что такими вопросами не должны заниматься бывшие футболисты, для подобного мониторинга нужно приглашать людей, которые разбираются в национальной политике.



Вернуться назад