«Чудо на Гудзоне»: Том Хэнкс за штурвалом самолёта
«Чудо на Гудзоне» (Sully)
США, реж. Клинт Иствуд, в ролях: Том Хэнкс, Аарон Экхарт, Лора Линни, Майк О’Мэлли, Анна Ганн.
Сайт фильма
Пилот Чесли Салленбергер — друзья зовут его Салли — просыпается от кошмара: его самолёт падает прямиком на город. Подобные кошмары продолжат преследовать лётчика и наяву, чему есть простое объяснение: на днях у Салли из-за столкновения с птицами на предельно низкой высоте отказали оба двигателя. Следующие 208 секунд капитан потратил на то, чтобы посадить воздушное судно на единственную площадку, которая оказалась доступна — прямо на реку, на Гудзон.
Трейлер фильма «Чудо на Гудзоне»
Реальная (как мы уже писали) история, ставшая мировой сенсацией, произошла 15-го января 2009-го года и в общей сложности длилась немногим более получаса: сперва самолёт Салленбергера спокойно вылетел из Нью-Йорка, потом — птицы и те самые 208 секунд, затем — 24 минуты, ушедшие на спасательную операцию, в ходе которой все 155 человек были переправлены с реки на берег. При всей уникальности произошедшего — материала для полнометражного фильма маловато.
Тут можно было пойти по принципу российского «Экипажа», посвятив первый час судьбам пилотов, а второй — масштабно расписанной катастрофе. Можно было скопировать «Экипаж» американский, когда всё самое интересное происходит в начале, а дальше начинается детальный (но скучный) разбор произошедшего. Для героических повестей о подвигах гражданской авиации есть и другие шаблоны, но авторы нового фильма пошли своею дорогой, поступили тоньше.
Ролик об истории, ставшей основой фильма «Чудо на Гудзоне»
Хотя тут тоже есть расследование, и как раз вокруг него вертится повествование. Как-никак, произошло пусть и не крушение, но вынужденная посадка на воду; неизбежно встаёт вопрос о страховке и прочих дальнейших выплатах. И в то время как весь мир говорит только о Салли, в один голос называя его героем и «человеком на все времена», экспертная комиссия озвучивает свои сомнения. По их данным выходит, что самолёт вполне мог приземлиться в аэропорту, о чём свидетельствуют и инженеры, и все компьютерные имитации. Таким образом получается, что Салленбергер своими действиями не спас пассажиров, а напротив — подверг их смертельному риску: как правило, при посадке на воду не выживают. Обвинения звучат убедительно, заставляя засомневаться самого пилота: «Что, если я ошибся?..»
И вот уже в рамках этого расследования кульминационные 208 секунд повторяются неоднократно. И неизменно — с разных точек зрения. Вот в закрытой комнате сидит диспетчер: он вообще не видит ничего, кроме точек на своём мониторе, никакого самолёта, в наушнике — только голос пилота. Вот — реакция бортпроводниц и пассажиров; камера особо выделяет мать с младенцем, отца и сына, едва не опоздавших на рейс… Вот — взгляд на планирующий авиалайнер со стороны…
Кадр из фильма «Чудо на Гудзоне»
Подобное построение сюжета способствует удержанию нерва и нагнетанию интриги: мы ж сами не пилоты, мы не знаем, как было бы правильно. И с одной стороны — готовы повторять вслед за персонажами: «Ты же всех спас!», «Они должны выдать тебе медаль!» — но с другой… «Я перевёз миллион пассажиров, а судить обо мне будут по 208 секундам», — переживает Салли, лётный стаж которого — 42 года. Мы готовы верить, что он — настоящий герой, ведь Том Хэнкс плохих парней не играет!.. Но каверзные вопросы поставлены так, что нарастающее сомнение заставляет нас всё сильнее переживать за него в ожидании окончательного вердикта.
Кстати, есть повод вернуться к часто поднимаемой теме «художественной правды»: в действительности слушания по этому делу начались лишь спустя полтора года. Принципиальна ли допущенная в ленте неточность? Для кино — да: отсутствие временного разрыва позволяет сгустить краски и усилить эмоции. Игровой фильм — не документальный, и подобного рода «вольности» в нём, разумеется, приемлемы.
Ролик о неизвестной части истории, ставшей основой фильма «Чудо на Гудзоне»
Картина успешно избегает соблазна увлечься биографическими деталями: из прошлого Салли выбрано только два эпизода, один из которых — с мудрым советом: «Это важно — чаще улыбайся». Вся лирика сведена к телефонным разговорам с женой. В нужной пропорции драма разбавлена лёгким юмором (гримёрша на телешоу, например, передаёт поцелуй от мамы, добавляя: «И она свободна»). Отдельная глава описывает работу паромщиков и береговой охраны, максимально быстро вытащивших людей из студёной воды.
Из всего этого и складывается история одного подвига, рассказанная очень спокойно, без лишней суеты, без лишних восклицательных знаков — так, как на самом деле всё и произошло, почти что буднично. Никто не готовил ни первого, ни второго пилотов к тому, что произойдёт, они просто выполняли свою работу — как и те, кто впоследствии помогал им на реке и на земле. Благодаря тому, что никто из них в ответственный момент не потерял голову, а смог мобилизоваться и с точностью применить все свои знания и умения, — благодаря этому описанное здесь событие и вошло в летописи как Чудо на Гудзоне.
Ролик о команде, работавшей над созданием фильма «Чудо на Гудзоне»
Чудом можно назвать и то, что поставил эту картину Клинт Иствуд, в конце весны отметивший свой 86-й день рождения. Но сам режиссёр с таким определением вряд ли согласится: снимая кино ровно так же, как начинал его снимать 45 лет назад, он, подобно своему герою, просто честно делает свою работу. В этом деле он — мастер, в чём мы можем лишний раз сейчас убедиться.
Вернуться назад