Как скромный «кукурузник» сумел стать рекордсменом авиации
Самолет, которые удостоился обидного прозвища "кукурузник", оказался по иронии судьбы самым долгоживущим самолетом в истории. Как это удалось машине, которая изначально не метила в рекордсмены? © Александр Улановский / Коллаж / Ridus
70 лет назад в этот день летчик-испытатель Павел Володин впервые поднял в воздух легкий многоцелевой биплан Ан-2, более известный как «кукурузник». Самолет производился в СССР (1947–1971) и Польше (1960–2002), а в Китае его производят до сих пор. В СССР всего было выпущено около 18 000 машин. Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, выпускающийся более 60 лет. Он служит как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский и военно-транспортный самолет.
Этот самолет оказался самым долгоживущим в истории потому, что его конструкция оказалась оптимальной для тех задач, которые перед этой моделью ставились, объясняет историк авиации Георгий Галли.
«Перед конструкторами была поставлена задача — создать самолет, который заменил бы устаревающий Ли-2 на пассажирских авиалиниях, но при этом имел бы более короткий разбег и посадку. В бюро Антонова задачу не просто выполнили, а перевыполнили: создали самолет, который вообще не нуждался в аэродроме, и поэтому сфера его применения оказалась бесконечно широкой», — рассказал он «Ридусу». Концепцию «кукурузника» Антонов взял у немецкого аналога (известно, что личный пилот Гитлера Анна Райх возила на нем фюрера как на автомобиле, сажая самолет прямо на городских площадях), но доработал его с учетом уже отечественной специфики — отсутствия на большей части территории страны не просто взлетно-посадочных полос, а вообще каких-либо дорог с твердым покрытием. При этом Ан-2 выпускается седьмое десятилетие подряд не от бедности и не потому, что авиаконструкторы не могут придумать ничего нового. Это не «Жигули"-классика, которую штампуют десятилетиями без всяких признаков модернизации. Скорее, на ум приходит созданный в том же 1947 году автомат Калашникова, который тоже успешно производится 70 лет и пока не намерен уходить с рынка. Автор этого текста летал на «кукурузниках» в пассажирском исполнении между областными и районными центрами России еще в конце 1980-х. Комфортными эти перелеты назвать было нельзя при всем желании, но иного способы оперативно добраться до какой-нибудь Колпны в Орловской области, где посадочной полосой служило заснеженное поле, было невозможно. «У Ан-2 прекрасные аэродинамические характеристики, и в мире просто нет аналогов такого самолета в этом классе. Несмотря на то, это биплан с неубирающимся шасси, это просто поразительный факт», — говорит эксперт. Поэтому несмотря на почтенный возраст, Ан-2 не грозит стать экспонатом авиационных музеев. Президент Владимир Путин совсем недавно распорядился возобновить выпуск «кукурузника» после 45-летнего перерыва. «Новый старый» самолет будут производить в Новосибирске. Это не тот лайнер, от вида которого замирает дыхание. Но это та рабочая лошадка, без которой в хозяйстве - как без рук, даже если это не выставочный скаковой жеребец.
Вернуться назад
70 лет назад в этот день летчик-испытатель Павел Володин впервые поднял в воздух легкий многоцелевой биплан Ан-2, более известный как «кукурузник». Самолет производился в СССР (1947–1971) и Польше (1960–2002), а в Китае его производят до сих пор. В СССР всего было выпущено около 18 000 машин. Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, выпускающийся более 60 лет. Он служит как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский и военно-транспортный самолет.
Этот самолет оказался самым долгоживущим в истории потому, что его конструкция оказалась оптимальной для тех задач, которые перед этой моделью ставились, объясняет историк авиации Георгий Галли.
«Перед конструкторами была поставлена задача — создать самолет, который заменил бы устаревающий Ли-2 на пассажирских авиалиниях, но при этом имел бы более короткий разбег и посадку. В бюро Антонова задачу не просто выполнили, а перевыполнили: создали самолет, который вообще не нуждался в аэродроме, и поэтому сфера его применения оказалась бесконечно широкой», — рассказал он «Ридусу». Концепцию «кукурузника» Антонов взял у немецкого аналога (известно, что личный пилот Гитлера Анна Райх возила на нем фюрера как на автомобиле, сажая самолет прямо на городских площадях), но доработал его с учетом уже отечественной специфики — отсутствия на большей части территории страны не просто взлетно-посадочных полос, а вообще каких-либо дорог с твердым покрытием. При этом Ан-2 выпускается седьмое десятилетие подряд не от бедности и не потому, что авиаконструкторы не могут придумать ничего нового. Это не «Жигули"-классика, которую штампуют десятилетиями без всяких признаков модернизации. Скорее, на ум приходит созданный в том же 1947 году автомат Калашникова, который тоже успешно производится 70 лет и пока не намерен уходить с рынка. Автор этого текста летал на «кукурузниках» в пассажирском исполнении между областными и районными центрами России еще в конце 1980-х. Комфортными эти перелеты назвать было нельзя при всем желании, но иного способы оперативно добраться до какой-нибудь Колпны в Орловской области, где посадочной полосой служило заснеженное поле, было невозможно. «У Ан-2 прекрасные аэродинамические характеристики, и в мире просто нет аналогов такого самолета в этом классе. Несмотря на то, это биплан с неубирающимся шасси, это просто поразительный факт», — говорит эксперт. Поэтому несмотря на почтенный возраст, Ан-2 не грозит стать экспонатом авиационных музеев. Президент Владимир Путин совсем недавно распорядился возобновить выпуск «кукурузника» после 45-летнего перерыва. «Новый старый» самолет будут производить в Новосибирске. Это не тот лайнер, от вида которого замирает дыхание. Но это та рабочая лошадка, без которой в хозяйстве - как без рук, даже если это не выставочный скаковой жеребец.
Вернуться назад