DataLife Engine > Технологии > Как скромный «кукурузник» сумел стать рекордсменом авиации

Как скромный «кукурузник» сумел стать рекордсменом авиации

Как скромный «кукурузник» сумел стать рекордсменом авиации
Самолет, которые удостоился обидного прозвища "кукурузник", оказался по иронии судьбы самым долгоживущим самолетом в истории. Как это удалось машине, которая изначально не метила в рекордсмены? © Александр Улановский / Коллаж / Ridus
70 лет назад в этот день летчик-испытатель Павел Володин впервые поднял в воздух легкий многоцелевой биплан Ан-2, более известный как «кукурузник».  Самолет производился в СССР (1947–1971) и Польше (1960–2002), а в Китае его производят до сих пор. В СССР всего было выпущено около 18 000 машин. Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, выпускающийся более 60 лет. Он служит как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский и военно-транспортный самолет.
Этот самолет оказался самым долгоживущим в истории потому, что его конструкция оказалась оптимальной для тех задач, которые перед этой моделью ставились, объясняет историк авиации Георгий Галли.
«Перед конструкторами была поставлена задача — создать самолет, который заменил бы устаревающий Ли-2 на пассажирских авиалиниях, но при этом имел бы более короткий разбег и посадку. В бюро Антонова задачу не просто выполнили, а перевыполнили: создали самолет, который вообще не нуждался в аэродроме, и поэтому сфера его применения оказалась бесконечно широкой», — рассказал он «Ридусу». Концепцию «кукурузника» Антонов взял у немецкого аналога (известно, что личный пилот Гитлера Анна Райх возила на нем фюрера как на автомобиле, сажая самолет прямо на городских площадях), но доработал его с учетом уже отечественной специфики — отсутствия на большей части территории страны не просто взлетно-посадочных полос, а вообще каких-либо дорог с твердым покрытием. При этом Ан-2 выпускается седьмое десятилетие подряд не от бедности и не потому, что авиаконструкторы не могут придумать ничего нового. Это не «Жигули"-классика, которую штампуют десятилетиями без всяких признаков модернизации.  Скорее, на ум приходит созданный в том же 1947 году автомат Калашникова, который тоже успешно производится 70 лет и пока не намерен уходить с рынка. Автор этого текста летал на «кукурузниках» в пассажирском исполнении между областными и районными центрами России еще в конце 1980-х.  Комфортными эти перелеты назвать было нельзя при всем желании, но иного способы оперативно добраться до какой-нибудь Колпны в Орловской области, где посадочной полосой служило заснеженное поле, было невозможно. «У Ан-2 прекрасные аэродинамические характеристики, и в мире просто нет аналогов такого самолета в этом классе. Несмотря на то, это биплан с неубирающимся шасси, это просто поразительный факт», — говорит эксперт. Поэтому несмотря на почтенный возраст, Ан-2 не грозит стать экспонатом авиационных музеев. Президент Владимир Путин совсем недавно распорядился возобновить выпуск «кукурузника» после 45-летнего перерыва.  «Новый старый» самолет будут производить в Новосибирске. Это не тот лайнер, от вида которого замирает дыхание. Но это та рабочая лошадка, без которой в хозяйстве - как без рук, даже если это не выставочный скаковой жеребец.



Вернуться назад