Как устроена шахта: фоторепортаж в лицах и технике
Угольная шахта — это колоссальный и героический труд тысяч людей. Мы отправимся на самую новую шахту Кузбасса и посмотрим, как там все устроено.
Шахта имени Тихова введена в строй в мае 2017 года, а ее торжественный запуск состоялся в июле. Предприятие добывает дефицитные в России и дорогие марки Ж и 2Ж, его проектная мощность составляет 1,8 миллиона тонн в год. Для большего проникновения атмосферы в мониторы читателя все фотографии в этот раз в черно-белом цвете. Шахта имени легендарного металлурга Сергея Дмитриевича Тихова была запущена в июле этого года «Промышленно-металлургическим холдингом». Но для начала добычи угля нужна по-настоящему космическая подготовительная работа. Почти десять лет прошло с начала разработки подземных выработок, установки оборудования, строительства инфраструктуры. В шахту было вложено более 12 миллиардов рублей, создано 1500 рабочих мест. И это лишь первая часть работы, продолжается строительство обогатительной фабрики, железной дороги и второй очереди шахты. В полную мощность шахта заработает через четыре года. Запуск второй очереди шахты позволит увеличить мощности шахты до 2,8 миллиона тонн угля в год.
На момент сдачи первой очереди проектная мощность составляет 1,8 миллиона тонн в год. На поверхности созданы 52 объекта технологического комплекса, пройдены 22 километра горно-капитальных и подготавливающих выработок. На промплощадке построен большой административно-бытовой комбинат, ремонтный цех горно-шахтного оборудования, очистные сооружения шахтных вод с очисткой воды до питьевого качества и использованием ее после очистки на нужды предприятия, котельная, площадка открытого склада угля емкостью 40 тысяч тонн, конвейерная галерея от надшахтного здания до угольного склада. Во время строительства на предприятии построен целый мини-городок, выполняющий функции временного административно-бытового комплекса. Перед каждой сменой работники предприятия получают наряд, то есть задание на выполнение работы. Начальник участка МДГШО Евгений Геннадьевич Асанов. Расшифровывается название участка как «Монтаж — демонтаж горно-шахтного оборудования», то есть Евгений отвечает за установленное под землей оборудование.
Перед установкой любого оборудования и вообще при любой работе в шахте проводятся пространственно-геометрические измерения и расчеты. Этим занимаются горные инженеры-маркшейдеры. Маркшейдер Александр Вячеславович Севастьянов спокоен и точен в своих действиях, это главное в его работе, от его расчетов зависит эффективность работы всего предприятия и безопасность людей под землей
Перед началом смены все подземные работники «заряжаются», получают самоспасатели и светильники.
Светильники оснащены датчиками, определяющими местоположение шахтера под землей. Данные о каждом рабочем отображаются на экранах у диспетчера. Вообще диспетчер знает обо всем, что происходит под землей, повсюду установлены точки Wi-Fi для связи, все оборудование может управляться также с диспетчерского пункта. Перед сменой… Затем предстоит путь на рабочее место в шахту, можно пешком, можно на дизелевозе. Шахтеры ждут дизелевоз перед сменой. В дизеле… Успел!
В путь!
В шахте прошло осланцевание. Это одна из мер безопасности, во время осланцовки происходит увеличение зольности взрывоопасной осевшей угольной пыли путем добавления инертной сланцевой пыли. Полученная смесь уже не сможет воспламениться и взорватьcя
Шахта как она есть.
Какой бы современной ни была шахта, без человека работать она не сможет. Одновременно в шахте находятся десятки людей, и это действительно героический труд, потому что даже просто передвигаться по выработкам — огромная физическая нагрузка. Люди же проводят здесь многочасовые смены, устанавливая новое оборудование и поддерживая в надлежащем состоянии уже существующее. В начале смены шахтеры — чистые и веселые… Шахта обеспечивает работой жителей трех ближайших городов: Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Белово. Времени подниматьcя на поверхность пообедать нет, поэтому едят мужики прямо на рабочем месте. Конвейерная лента. По ней на-гора поднимается добытый уголек. На шахте имени Тихова добывают дефицитный высококачественный уголь марки Ж.
Ж — значит жирный. Именно из этой марки угля получают кокс, необходимый для производства чугуна и стали. Уголь с Тихова будет уходить на Кемеровский коксохимический завод, также входящий в «Промышленно-металлургический холдинг», а оттуда на металлургические заводы холдинга. Сейчас по плану шахта будет выдавать на-гора 1,8 миллиона тонн угля в год, а к 2021 году эти объемы вырастут до 2,8 миллиона тонн.
Проходческий забой. Здесь сосредоточена основная работа внутри шахты, здесь нет добычи, но идет подготовка к этому процессу. Фактически работа в проходке — это прокладка пути и увеличение рабочих зон. Сейчас в шахте чуть больше 20 километров пройденных выработок, с годами эти расстояния увеличатся в разы. Каждый день метр за метром шахтеры проходят все глубже и глубже. Стучать киркой уже не нужно, но уметь управлять современным оборудованием надо. Проходческий комбайн — мощнейшая машина, превращающая в пыль все на своем пути. Всё это кажется какой-то фантастикой. На поверхности. Так на поверхности по трубам идет тепло с шахтной котельной.
Ремонтный цех горно-шахтного оборудования. Радостный начальник цеха Владимир Валентинович Неудахин. Больше тридцати лет он занимается горно-шахтным оборудованием и знает в шахте каждый болтик в лицо. Собственно, болтик...
Цех ремонта дизелевозов. Владимир Васильевич Смирнов — подземный электрослесарь, благодаря его рукам шахтеры в шахту заезжают, а не заходят пешком. Промышленных запасов угля шахты Тихова хватит на 50 лет непрерывной работы.
Вернуться назад
Шахта имени Тихова введена в строй в мае 2017 года, а ее торжественный запуск состоялся в июле. Предприятие добывает дефицитные в России и дорогие марки Ж и 2Ж, его проектная мощность составляет 1,8 миллиона тонн в год. Для большего проникновения атмосферы в мониторы читателя все фотографии в этот раз в черно-белом цвете. Шахта имени легендарного металлурга Сергея Дмитриевича Тихова была запущена в июле этого года «Промышленно-металлургическим холдингом». Но для начала добычи угля нужна по-настоящему космическая подготовительная работа. Почти десять лет прошло с начала разработки подземных выработок, установки оборудования, строительства инфраструктуры. В шахту было вложено более 12 миллиардов рублей, создано 1500 рабочих мест. И это лишь первая часть работы, продолжается строительство обогатительной фабрики, железной дороги и второй очереди шахты. В полную мощность шахта заработает через четыре года. Запуск второй очереди шахты позволит увеличить мощности шахты до 2,8 миллиона тонн угля в год.
На момент сдачи первой очереди проектная мощность составляет 1,8 миллиона тонн в год. На поверхности созданы 52 объекта технологического комплекса, пройдены 22 километра горно-капитальных и подготавливающих выработок. На промплощадке построен большой административно-бытовой комбинат, ремонтный цех горно-шахтного оборудования, очистные сооружения шахтных вод с очисткой воды до питьевого качества и использованием ее после очистки на нужды предприятия, котельная, площадка открытого склада угля емкостью 40 тысяч тонн, конвейерная галерея от надшахтного здания до угольного склада. Во время строительства на предприятии построен целый мини-городок, выполняющий функции временного административно-бытового комплекса. Перед каждой сменой работники предприятия получают наряд, то есть задание на выполнение работы. Начальник участка МДГШО Евгений Геннадьевич Асанов. Расшифровывается название участка как «Монтаж — демонтаж горно-шахтного оборудования», то есть Евгений отвечает за установленное под землей оборудование.
Перед установкой любого оборудования и вообще при любой работе в шахте проводятся пространственно-геометрические измерения и расчеты. Этим занимаются горные инженеры-маркшейдеры. Маркшейдер Александр Вячеславович Севастьянов спокоен и точен в своих действиях, это главное в его работе, от его расчетов зависит эффективность работы всего предприятия и безопасность людей под землей
Перед началом смены все подземные работники «заряжаются», получают самоспасатели и светильники.
Светильники оснащены датчиками, определяющими местоположение шахтера под землей. Данные о каждом рабочем отображаются на экранах у диспетчера. Вообще диспетчер знает обо всем, что происходит под землей, повсюду установлены точки Wi-Fi для связи, все оборудование может управляться также с диспетчерского пункта. Перед сменой… Затем предстоит путь на рабочее место в шахту, можно пешком, можно на дизелевозе. Шахтеры ждут дизелевоз перед сменой. В дизеле… Успел!
В путь!
В шахте прошло осланцевание. Это одна из мер безопасности, во время осланцовки происходит увеличение зольности взрывоопасной осевшей угольной пыли путем добавления инертной сланцевой пыли. Полученная смесь уже не сможет воспламениться и взорватьcя
Шахта как она есть.
Какой бы современной ни была шахта, без человека работать она не сможет. Одновременно в шахте находятся десятки людей, и это действительно героический труд, потому что даже просто передвигаться по выработкам — огромная физическая нагрузка. Люди же проводят здесь многочасовые смены, устанавливая новое оборудование и поддерживая в надлежащем состоянии уже существующее. В начале смены шахтеры — чистые и веселые… Шахта обеспечивает работой жителей трех ближайших городов: Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Белово. Времени подниматьcя на поверхность пообедать нет, поэтому едят мужики прямо на рабочем месте. Конвейерная лента. По ней на-гора поднимается добытый уголек. На шахте имени Тихова добывают дефицитный высококачественный уголь марки Ж.
Ж — значит жирный. Именно из этой марки угля получают кокс, необходимый для производства чугуна и стали. Уголь с Тихова будет уходить на Кемеровский коксохимический завод, также входящий в «Промышленно-металлургический холдинг», а оттуда на металлургические заводы холдинга. Сейчас по плану шахта будет выдавать на-гора 1,8 миллиона тонн угля в год, а к 2021 году эти объемы вырастут до 2,8 миллиона тонн.
Проходческий забой. Здесь сосредоточена основная работа внутри шахты, здесь нет добычи, но идет подготовка к этому процессу. Фактически работа в проходке — это прокладка пути и увеличение рабочих зон. Сейчас в шахте чуть больше 20 километров пройденных выработок, с годами эти расстояния увеличатся в разы. Каждый день метр за метром шахтеры проходят все глубже и глубже. Стучать киркой уже не нужно, но уметь управлять современным оборудованием надо. Проходческий комбайн — мощнейшая машина, превращающая в пыль все на своем пути. Всё это кажется какой-то фантастикой. На поверхности. Так на поверхности по трубам идет тепло с шахтной котельной.
Ремонтный цех горно-шахтного оборудования. Радостный начальник цеха Владимир Валентинович Неудахин. Больше тридцати лет он занимается горно-шахтным оборудованием и знает в шахте каждый болтик в лицо. Собственно, болтик...
Цех ремонта дизелевозов. Владимир Васильевич Смирнов — подземный электрослесарь, благодаря его рукам шахтеры в шахту заезжают, а не заходят пешком. Промышленных запасов угля шахты Тихова хватит на 50 лет непрерывной работы.
Вернуться назад