Джон Керри. Фото: Михаил Метцель/ТАССГосударственный секретарь Соединенных Штатов господин Керри изволили выразить неудовольствие по поводу проекта газопровода «Северный поток — 2». Встречаясь с главой дипломатической миссии Евросоюза Федерикой Могерини, Джон высказался просто и незамысловато: ««Мы собираемся обсудить конкретный вопрос, который вызывает у меня и у всех здесь глубокую озабоченность, — это газопровод "Северный поток — 2". Этот проект вызвал очень бурные дискуссии по обе стороны Атлантики, и мы абсолютно уверены, что он окажет негативное воздействие на Украину, Словакию и Восточную Европу… Нельзя упускать эту проблему из виду».
Из виду они ее, конечно, не упустят. Надеемся, будет на что посмотреть.
В общении со своими европейскими союзниками США иногда выглядит, как плантатор-южанин на латифундии. Что поделать, традиции у всех разные. Только вот добиться полного послушания никак не удается. Россия очень мешает…
Северный поток-2«Северный поток — 2» (Nord Stream 2) — еще одна ветка магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море. Меморандум о ее строительстве был обнародован 18 июня 2015 года председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером, членом правления E.ON SE Клаусом Шефером, главным управляющим директором Royal Dutch Shell Бен ван Берденом и членом правления OMV AG Манфредом Ляйтнером. 31 июля к проекту присоединилась компания BASF Wintershall. 4 сентября на Восточном экономическом форуме во Владивостоке детали проекта были окончательно уточнены. Там же было подписано соглашение акционеров и создана компания New European Pipeline AG, где 51% акций принадлежит «Газпрому», по 10% — E.ON, Shell, BASF Wintershall, OMV, и 9% — ENGIE.
Строительство предполагается завершить к 2019 году. По своей пропускной возможности вторая ветка будет равна первой (для двух ниток — 55 млрд м³ газа в год, что составляет 28,7% от объема экспортных поставок «Газпрома» в 2014-м). Необходимость второго «Северного потока» возникла из-за сложностей, связанных с «Южным потоком» и крахом планов «Газпрома» на Турцию. Сама возможность такого проекта оказалась своего рода ударом под дых для американцев: они столько старались расстроить наши перспективы на юге, так в этом преуспели — и вот ответочка в самом центре Европы, на Балтике. Бедолаг остается только пожалеть.
Однако бизнес есть бизнес, ничего личного. К тому же новый газопровод будет начинаться в Усть-Луге, у самых границ суверенной Эстонии. Можно только представить себе, как это неприятно главным и самым верным союзникам американцев — прибалтам.
Ищем экономические корниКонечно, можно у подобного рода высказываний найти и экономические корни. О них недвусмысленно высказался сам Керри: газопровод окажет-де негативное воздействие на возлюбленную Украину (заодно на Словакию, но о ней США беспокоятся меньше). Только что тут поделаешь? Газ-то, к сожалению, российский, а украинцы и другие бывшие наши сателлиты паразитировали-паразитировали на советском наследии, да и выпаразитировали — видно, их время вышло. Теперь у «Газпрома» появляется выбор: топливо пойдет через Балтику прямо на Центральный европейский газовый хаб в Баумгартене, и кто угодно сколько угодно может повышать «плату за транзит». Транзита не будет.
Можно также вспомнить и о желании американцев пролоббировать экспорт своего сжиженного природного газа и получить таким образом длинный доллар. Но тут у них опять-таки не все складывается гладко: европейцы тоже умеют считать деньги и оценивать свои интересы, особенно когда речь идет не об одних лишь правительствах, но и о частном бизнесе. И в данном случае игра пошла не по американским правилам. Из Вашингтона, конечно, могут взяться за плетку надсмотрщика — надавить, пригрозить, все подслушать, зафиксировать и собрать компромат, но это будет уже совсем другой сценарий. И когда-нибудь, в ответ на подобные действия, Европа придет в движение. Она еще помнит де Голля…
И все же дело не в экономикеЛюбопытно, что в середине апреля литовский министр иностранных дел Линас Линкявичюс уже дрожал от перспектив «Северного потока — 2» на конференции по безопасности GLOBSEC в Братиславе. Сама идея такого проекта крайне неприятна всем недоброжелателям России. В данном случае слова Джона Керри идеально вписаны в контекст. Симптоматично, что они прозвучали практически синхронно с заявлением нового главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американского генерала Кертиса Скапаротти, увидевшего основную задачу блока в противостоянии «возрождающейся России, которая стремится показать себя как мировая держава».
Кажется, здесь все ясно. Наше дело — «возрождаться», их дело — нам противостоять. Впрочем, еще лучше полтора века тому назад (через некоторое время после Крымской войны) высказался канцлер Российской империи князь Горчаков: «Россия сосредотачивается».
Надо признать, что такие обороты речи слишком изысканны для нынешних американцев. Они говорят, как топором рубят. Но у всякой песенки есть конец. Пугать Германию, Францию и Италию Россией и заставлять ее проникаться сочувствием к несчастным Украине и Словакии можно только до определенного предела. Конечно, Джона Керри теперь эти соображения вряд ли касаются. Он, как и вся администрация Обамы, «хромые утки», их время почти вышло.
Однако история продолжается, и хорошо смеется тот, кто смеется последним.