"Что это с ним?", - задаются вопросом комментаторы, жаждущие горячих споров.
А вы не забывайте, что речь идет об экономической форуме. И финансовая машина Штатов - это действительно ориентир для многих стран. Россия - безусловно сильная страна. Но еще сильнее она будет, если покажет, как красиво и дипломатично может обойтись без чьей-либо помощи.
Так вот, говоря про великодержавность США, мы говорим про торговый оборот, про контракты, корпорации, промышленность и финансовый рынок. Глупо говорить, что США вот-вот придет конец, до тех пор, пока доллар остается мировой валютой. И да, с этим действительно надо считаться.
А еще больше надо считаться с тем, что США протолкнули таки свое трансатлантическое партнерство. И теперь уже, несмотря на все минусы для нашего материка, придется считаться с этими новыми условиями. Сегодняшняя речь президента - не смена курса, а реальный призыв к действиям, который дадут нам все основания стать страной не менее сильной даже в тех сферах, которые нам пока не подчинены.
С этой так называемой заокеанской "сверхдержавой" можно и нужно работать. Именно работать, а не бороться. Потому что еще в прошлом веке товарищ Хрущев осознал, что борьба тут совершенно бессмысленна. В первую очередь, экономическим выпадам американцев нужно предлагать свои альтернативы. За этим и создан ПМЭФ. Не для того, чтобы прославлять патриотизм (на это имеются другие мероприятия), а за тем, чтобы говорить о партнерах, цифрах и ставках.
Президент говорил сегодня про приоритет производительности, про внедрение технологий в производство (даже принудительное внедрение). Про то, что объявленная на Давоcском форуме четвертая НТР не должна обойти Россию. Сюда же и экологические требования, которые мы пока не ставим в список задач.
Однако эти общие фразы не идет ни в какое сравнение с другим направлением: кадровой политикой. Кто бы мог подумать, что от Путина прозвучат слова о судебной системе! Тем не менее, это действительно так. Президент обозначил необходимость очищение судопроизводства и снижение влияния на бизнес гос. структур. Эти либеральные нотки в совокупности с требованием уважения частной собственности, имеют все шансы стать гимном изменения экономической структуры. И было бы просто потрясающе, если бы наш малый и средний бизнес, на который сейчас делают такой акцент, и который, на самом деле, с такой же силой душат, по-настоящему стал подспорьем для экономического толчка. И да, если за столь хорошими словами о смене системы взаимоотношений бизнес-государство последуют реальные шаги, станет возможным действительно выгодное партнерство в рамках создаваемого транстихоокеанского партнерства.
Это следующий, отдельный пункт обсуждения и на форуме, и в сегодняшней речи президента. Как бы я ни призывал относиться к китайцам с осторожностью, это самая оборотистая и хваткая страна. Дела с ней делать нужно осторожно, но в случае успеха он будет стоить затраченных сил. Путин сегодня сказал, что партнерство предполагает свободную торговлю между 40 государствами, в том числе и с Ближним Востоком. Это значит, что никаких помидоров по 300, и дынь по 500. Но это значит и высокую конкуренцию с нашим фермерством и сельскохозяйственной сферой.
"Импортозамещение — важный этап для создания несырьевого экспорта, чтобы Россия могла играть ведущие роли на мировом рынке", — сказал президент.
Это значит, что интеграция экономик не будет катализироваться усилиями России. Потому что РФ ждет развития собственного производства. Того, что наши фермеры воспрянут духом. А местные администрации будут их поддерживать. Похоже на утопию, но это реально даже в российских реалиях. И опять-таки, появляется намек на кадровые зачистки и повышения эффективности и производительности не на заводах и фабриках, а в первую очередь, на местах повелителей бумаг и бумажек.
И да, какой же форум в президентом, без вопроса санкций и Украины.
"Мы помним, с чего все началось. Россия не была инициатором сегодняшнего развала, разлада и проблем, введения санкций. Все наши действия были и остаются исключительно ответными. Но мы, как говорят в народе, зла не держим и готовы идти навстречу нашим европейским партнерам. Но это, безусловно, не может быть игрой в одни ворота", — сказал он.
Мы не держим зла, а в это время против нас же вводят экономические санкции. Круговорот добра и всепрощения свернул куда-то не туда, и еще год будет тестировать наши производства на способность обходится без "запрещенных" товаров. Однако, если мы сможем пережить традиционно переломную осень, то хуже уже точно не будет. В общем, оптимизм закончился на реформировании внутри страны, потому что снаружи нужно еще пару лет.
Как минимум, реализация Минских соглашений, которые уже набили оскомину и должны стать нарицательным для того, про что все слышали, но никто не видел, может подвинуть ситуацию в нашу пользу. Только зависят они от Украины, а Киев вряд ли будет стараться понравиться Москве. Более того , пропасть непонимания с каждым днем становится все глубже, и непонятно, что должно произойти, чтобы от Киева повеяло конструктивом.