Фото: pasja1000 / pixabay14 февраля весь мир отпраздновал День Святого Валентина, более известный как День всех влюбленных. Праздник носит исключительно светский характер и широко отмечается во всем мире, но католической церковью осуждается, хотя и имеет церковные корни.
Немного из историиЭта история началась 18 веков назад, в 269 году н.э. В то время Римской Империей правил император Клавдий II. Шла очередная военная кампания, и римская армия испытывала острый недостаток в новобранцах. Император был убежден, что главный враг армии – браки, ибо женатый легионер о боевой славе думает гораздо меньше, а любовь к жене ставит выше, чем любовь к Родине.
Недолго думая, император издал указ, запрещающий браки для солдат римской империи. Клавдий II наивно полагал, что запрет подымет боевой дух армии и мобилизует солдат на ратные подвиги, но не тут-то было.
В дело вмешался священник из римского города Терни по имени Валентин. По легенде, бытующей среди влюбленных, священник под покровом ночи венчал влюбленных, вопреки императорским запретам. А днем мирил поссорившихся, помогал писать стихи и оды для влюбленных, а также доставлял девушкам букеты.
Вскоре «проделки» священника Валентина дошли до Клавдия II, и он отдал приказ заключить того в тюрьму. В тюрьме Валентин познакомился с дочкой надзирателя — Джулией. Накануне казни священник написал ей любовное письмо и подписал его «Твой Валентин». А 14 февраля 269 года нашей эры Валентина казнили.
Сведения о жизни Валентина противоречивы и недостоверны. Существует мнение, что священник Валентин никогда никого не венчал, не было в его жизни и тайной возлюбленной, а был обычным рядовым священником, хранившим обед безбрачия. Но в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина, а сам Валентин был канонизирован католической церковью, объявлен христианским мучеником, пострадавшим за веру.
"Басурманский праздник"С 1969 года святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви в результате реформы богослужения. С тех пор в католических храмах, прежде всего на территории России, 14 февраля вместо «Дня влюбленных», отмечается день памяти святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Православная церковь чтит память Валентина 19 июля. Но в православии есть свои покровители благополучия в супружеских отношениях – Пётр и Феврония Муромские. С 2008 года 8 июля в их честь в России отмечается «День супружеской любви и семейного счастья».
Кроме того, среди молодых россиян есть ярые идеологические противники «Дня влюбленных». Православное молодежное объединение “Георгиевцы!“ провело интернет-акцию в знак протеста против празднования Дня святого Валентина, призвав блоггеров 14 февраля поместить на свои юзерпики перечеркнутое сердце. По мнению «георгиевцев», праздник имеет языческую и коммерческую подоплеку и является датой чуждой как православным, так и католикам.
В настоящее время нет запретов на браки между мужчинами и женщинами. Поэтому иногда священники весьма вольно трактуют заповеди божьи и венчают между собой… геев.
Так 1 сентября 2003 года в Нижнем Новгороде священник Владимир Энерт за взятку в 15 тысяч рублей обвенчал в часовне двух мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Синод русской православной церкви спустя месяц лишил священника церковного сана. Поступок священника Синод определил как кощунство над таинством и попрание основ Священного Писания и призвал православных священнослужителей строго соблюдать церковные каноны, а паству – святость и нерасторжимость брака.
Спорный вопросСложные отношения между людьми нетрадиционной ориентации и священниками характерны и для западного христианства. В мае прошлого года англиканская церковь обвенчала двух гомосексуалистов: пикантность ситуации придавал факт, что оба гея являются священниками. Питер Кауэлл из Вестминстерского аббатства и доктор Дэвид Лорд из Новой Зеландии были обвенчаны Мартином Дадли, ректором одного из приходов Лондона, который назвал этот союз «богоугодным».
Но иерархи англиканской церкви были далеки от одобрения этого поступка, пресс-секретарь англиканской церкви Лу Хендерсон осудил обвенчавшихся священников-геев, заявив, что подобная церемония нарушает все руководящие принципы церкви. Епископ Лондона предупредил приходского священника о недопустимости проведения церемонии венчания геев.
В США нет единого мнения по поводу гомосексуалов в сутане. В 2003 году в США епископом Нью-Гемпшира впервые стал гомосексуалист, не скрывающий своей ориентации. Генеральная конвенция Епископальной Церкви – высший орган этой деноминации – одобрила эту хиротонию, но рукоположение Джина Робинсона привело к расколу в Англиканской церкви. С протестами против рукоположения выступило руководство канадской и нигерийской общин.
Мнения священников США по «делу Джина Робинсона» разделились: либеральные представители церкви призывали уважать права и свободы гомосексуалистов, как священников, так и прихожан. В своих доводах иерархи апеллировали к библейскому учению о равенстве и справедливости всех перед Богом. Консервативная часть англиканской церкви США считала нахождение гея на посту епископа противоречием здравому смыслу и библейским учениям. Сам Робинсон так отреагировал на нападки: "Я не являюсь мерзостью перед лицом Господа".
Пикантный кризис в англиканской церквиВ самой Великобритании кризис в англиканской церкви, связанный со священниками гомесексуалистами, еще более глубок из-за принятого в стране закона о гражданских партнерствах. Он разрешает англичанам официальную регистрацию однополых союзов.
Первой официально женатой гомосексуальной парой в Великобритании стала женщина-священник и ее партнерша. Ее преподобие Дэбби Гастон и ее партнерша Элейн Кук поженились в гей-столице Великобритании городе Брайтоне 21 декабря 2005 года. К тому времени они были вместе уже 16 лет и воспитывали 2-х детей. "Как священник я всем сердцем верю в святость брака, я сама обвенчала более 30 пар. Я не чувствовала себя полностью удовлетворенной до тех пор, пока не обвенчалась перед Господом", — заявила Дэбби Гастон после свадьбы.
Заключение гражданских партнерств разрешено архиепископом Кентерберийским Роаном Уильямсом. Глава Англиканской Церкви объявил, что по закону священники-геи имеют право заключать гражданские партнерства, а партнеры геев-священников будут наделены теми же правами в сфере социального обеспечения, что и супруги гетеросексуальных священнослужителей. Но союзы эти должны носить только платонический характер, т.к. перед вступлением в брак геи-священники должны предоставить своему епископу письменное обещание, что никаких сексуальных отношений между ними не будет.
Ответ священников-гомосексуалов не заставил себя долго ждать. В сети Интернет появилась петиция, подписанная 20 духовенствами Англии, в которой предлагается благословлять пары, вступившие в гражданские товарищества. В петиции священники говорят, что "Иисус нигде не учит, что люди, имеющие однополые отношения, теряют Бога. Отказывать в признании и благословлении однополых союзов не по-христиански, незаконно и нечестно. Мы будем благословлять тех, кто к нам обратится".
"Нелюбимые и нежеланные дети" ВатиканаНе все спокойно и в Ватикане. В Римско-католической церкви полным ходом идет подготовка к тому, чтобы запретить гомосексуалистам рукополагаться в сан священника, даже если они приняли целибат.
Официальные власти Ватикана намерены жестко подавить волну симпатии к гомосексуальной субкультуре среди католических священников. Руководство Ватикана сообщило: отныне претендент на пост священника католической церкви должен будет перед принятием сана пройти психиатрическую проверку, которая подтвердит, что он не имеет гомосексуальных наклонностей, но если человек будет «публично проявлять свою гомосексуальность» или «демонстрировать симпатию к гей-культуре хотя бы на интеллектуальном уровне», разрешение на сан он не получит. В другой части документа сказано, что те, у кого был "беглый опыт гомосексуализма", могут стать священниками, однако гомосексуальные наклонности должны быть преодолены за три года до ординации.
В ответ на инструкцию, разработанную конгрегацией по вопросам католического образования Ватикана, группа итальянских священников-геев, имена которых не называются, опубликовала коллективное заявление, в котором, священники выразили сожаление, что политика Святого Престола делает из них "нелюбимых и нежеланных детей" церкви.
Меры, принимаемые Ватиканом, связаны со скандалом в бостонской епархии, о котором стало известно в январе 2002 года. В эпицентре скандала Бостоне было подано более 400 исков к католическим священникам, занимавшимся растлением малолетних. Всего 176 американских священников, обвиненных в сексуальных домогательствах над детьми, были отстранены от службы в 28 штатах США. Из 11000 пострадавших от рук католических священников, 80% - мальчики. В США к католикам себя относят до 25% верующих.
Вместе с тем в стане католиков есть служители церкви, симпатизирующие гомосексуалистам, как священникам, так и прихожанам. 30 католических священников американского города Рочестера написали открытое письмо, осуждающее позицию Ватикана, выступающего за запрет однополых браков. «Эти люди важны для нашей церкви. Каждый человек имеет достоинства, дарованные Богом».
В Германии, на родине его святейшества папы Бенедикта XVI, не нашли поддержки действия папы по недопущению принятия сана католической церкви лицами гомосексуальной ориентации. Эта мера вызвала неприятие у 67% немецких католиков и 74% протестантов, увидевших в ней проявление обскурантизма и ущемление прав человека.
Трудно предсказать, на какие реформы готова пойти церковь, чтобы удержать прихожан. Возможно, вслед за рукоположением лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и женщин отменят обед безбрачия у священников. Ведь в Библии нет прямого указания, на необходимость соблюдать священниками целибат, это правило было позднее введено Римско-католической церковью. В католицизме первым папой Римским традиционно считается Апо́стол Пётр, у которого была жена и трое детей. Возможно, чтобы избежать дальнейших скандалов в среде священников, нынешним служителям Христа стоит брать с него пример?
Ирина Черкасова