Фото: OBJM / shutterstock.comГуманитарный кризис в Восточной Гуте, устроенный боевиками «Аль-Каиды»*, все больше приобретает признаки химической угрозы. В конце февраля в пригороде Дамаска было зафиксировано 16 человек, отравившихся хлором. И вот уже Франция и Великобритания заявили о своей решимости нанести удары по Сирии, если будет доказано применение режимом Асада химического оружия против мирного населения. Это заявление стало сигналом для «Белых касок» развернуть в Восточной Гуте повторение трагедии Хан Шейхуна, произошедшей 4 апреля 2017 года.
Накануне об этом сообщили начальник Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-майор Юрий Евтушенко и глава «Сирийской сети по правам человека» Ахмад Казем. Провокации с применением химоружия готовят террористические группировки «Фронт ан-Нусра», «Ахрар аш-Шам» и «Файлак ар-Рахман». В задачу «Белых касок» входит подготовка материалов для пропагандистской кампании в западных СМИ.
По данным сирийского правозащитника, они уже собирают старые видеозаписи с прошлых провокаций в Алеппо, Барзе и самой Гуте. Сами «Белые каски» уже заявили, что за последние две недели, начиная с 18 февраля, в Восточной Гуте от ударов сирийской армии якобы погибло 674 мирных жителя, а с начала перемирия 27 февраля – более 100 человек.
Этот вброс был раскручен через катарский телеканал «Аль-Джазиру», что проливает свет на истинных заказчиков гуманитарной катастрофы под Дамаском. По данным «Сети Вольтер», в действительности, ситуация намного сложнее. В Восточной Гуте находятся просаудовская и прокатарская группировки, подчиненные «Аль-Каиде». Обе они курируются офицерами британской и французской разведок, которые действуют под прикрытием НКО «Врачи без границ».
В течение нескольких дней с самого начала перемирия боевики обстреливают гуманитарные коридоры, не давая мирным жителям выйти из Восточной Гуты. Население необходимо боевикам не только в качестве «живого щита», но и в качестве «мяса» для будущей химической провокации. Вот почему и Минобороны, и МИД РФ накануне сигнализировали об угрозе применения химического оружия боевиками.
Запад же, напротив, воспринял готовящуюся химатаку как сигнал к действию. Так, глава британского МИД Борис Джонсон заявил о готовности «поддержать воздушные удары по сирийскому правительству», если «Белые каски» предоставят доказательства применения химоружия сирийской армией. Заявление прозвучало сразу после принятия в ООН совместной российско-американской резолюции 2401 о введении на всей территории САР 30-дневного перемирия. Тогда же аналогичный сигнал боевикам послал и президент Франции Эммануэль Макрон, отправивший в Москву своего министра иностранных дел Ле Дриана.
И хотя встреча носила плановый характер и была посвящена культурному сотрудничеству двух стран, французский министр не преминул заверить Москву о «принятии гуманитарного перемирия». В ответ Сергей Лавров прозрачно намекнул Франции: «Те, кто оказывает влияние на террористов, бомбардирующих Дамаск, должны взять на себя ответственность и понять важность обязательств по выполнению резолюций Совета Безопасности». Вместе с тем Россия предприняла и практические шаги для того, чтобы избежать «сценария Хан Шейхуна».
Накануне российские дипломаты в ООН подготовили проект резолюции о создании независимого механизма по расследованию химатак в Сирии. В основе его должно быть объективное расследование случаев применения химоружия непосредственно на месте со сбором фактов и опросом свидетелей. Новая миссия должна избежать фабрикации обвинений в адрес правительства САР на основе подтасовки фактов, как это произошло ранее во время химатаки в Хан Шейхуне. Что касается разрешения кризиса в Восточной Гуте, то здесь возможен только один сценарий – зачистка по образцу восточного Алеппо, но сначала необходимо спасти мирное население.
*«Аль-Каида», «Фронт ан-Нусра» - террористические группировки, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда РФ
Alena Bajowa,
специально для Politikus.ru