Фото: Stevebidmead / pixabayВчера топовой новостью вдруг стало сообщение о том, что Турция в прошлом году вывела из американского Федрезерва без малого 29 тонн золота, которое там хранилось. И теперь в США турецкого золота нет. Ни грамма.
Из этого, в общем-то, довольно заурядного в финансовом мире события сделаны далеко идущие выводы: кошка, пробежавшая между Анкарой и Вашингтоном еще два года назад, материализовалась именно в золоте. Которая выбежала из темной комнаты ФРС и прошмыгнула в Европу — в Банк Англии и Банк международных расчетов в Швейцарии. А значит, Реджеп Тайип Эрдоган чуть ли не бьет горшки с американцами.
Для нас это приятное известие. Турция, безусловно, не является нашим другом, но и врагом тоже. В отличие от США, с которыми в последнее время отношения у нас окончательно разладились.
А вот с Анкарой у Москвы крепнут довольно прочные, взаимовыгодные партнерские связи. Не только в экономике, но и в политике, что в данном случае даже важнее. Во всяком случае, в сложнейшем вопросе сирийского урегулирования Турция сегодня выступает на нашей стороне, а не на стороне своих союзников по НАТО.
Это дорогого стоит.
Более того, именно Эрдоган явился инициатором закупки российских средств ПВО С-400. Что совсем уж расходится с концепцией Североатлантического альянса, который чуть ли не запрещает входящим в него странам приобретать вооружение на стороне.
Но на этой неделе произошло куда более важное событие, чем новость о золоте.
В понедельник Анкару посетил генсек НАТО Йенс Столтенберг, который, по сути, привез турецкому лидеру ультиматум: если вы купите С-400, то не получите самолеты F-35. Если бы Йенс Столтенберг проконсультировался со мной, я бы ему посоветовал выражаться помягче. В отличие от Норвегии, подданным которой является генсек Альянса, Турция — страна независимая, угрожать ей не стоит.
Но Йенс Столтенберг мне так и не позвонил.
Неудивительно, что президент Турции в ответ на довольно нахальное условие вспылил, припомнив союзникам проблемы, с которыми он столкнулся в последнее время. Впрочем, газета Haber7 изложила разговор в более дипломатичных формулировках: «Первому лицу НАТО было на повышенных тонах передано беспокойство Турции по поводу того, что США в ответ на приобретение Турцией системы противовоздушной обороны С-400 у России шантажируют Анкару проектом F-35».
Если называть вещи своими именами, то Эрдоган посланца обругал. Тут ничего не попишешь, гонцам, которые приносят недобрые вести, всегда достается. Некоторым в былые времена даже рубили головы. Турецкая традиция.
Но тут обошлось. Йенсу Столтенбергу, можно считать, повезло — отбыл восвояси целым и невредимым. Правда, настроение было хуже некуда.
Так что перемещение золота из ФРС — это вроде бы семечки. Тем более что 29 тонн на фоне 564 тонн золотого резерва Турции выглядят мелочью. Но мелочью довольно символичной.
Я и сам до недавнего времени считал, что демонстративно дружеское расположение Эрдогана к Путину — всего лишь игра на публику, попытка пощекотать нервы своим более близким союзникам по НАТО, прежде всего США. Мы, разумеется, извлекаем ситуационные выгоды, но долгосрочных планов не строим.
Перечисленный аванс за поставки С-400, а теперь еще и вывоз золота из ФРС — это уже не слова, а дела. Которые наводят на мысли о весьма серьезном разладе между Анкарой и Вашингтоном.
Турция — безусловно, очень трудный партнер. Но и мы для турок партнер не легче. Вообще, переговоры между суверенными странами всегда долгие, а результат никогда не ясен изначально, потому что каждый себе на уме и блюдет исключительно свой интерес. Найти взаимовыгодный компромисс в такой ситуации довольно сложная задача.
Однако, согласитесь, иметь дело с упрямыми турками, хитрыми китайцами или злопамятными иранцами все же проще, чем договариваться о чем-либо с европейскими странами или, тем более, с США, у которых семь пятниц на неделе. Одним мешает чрезмерная заидеологизированность, другим вассальная зависимость, третьим непредсказуемая внутриполитическая обстановка. Никогда не известно, будет ли реализован даже подписанный контракт.
В этом смысле отношения с Турцией представляются весьма перспективными.
Скажу больше: мне кажется, наши политики поставили перед собой задачу вырвать Турцию из цепких лап НАТО. Думаете, она невыполнима? Я и сам так считал совсем недавно. Но теперь не уверен.
Мы живем в такое время, когда все может быть, а невозможное становится возможным.