Новый допинговый скандал спровоцировал бывший руководитель Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, который покинул свой пост в ноябре 2015 года на фоне крупного допингового скандала и теперь живёт за границей. Так, американской газете The New York Times он заявил о том, что российские спортсмены якобы использовали запрещённые препараты во время Олимпиады в Сочи 2014 года, и рассказал о методах обмана антидопинговых проверок.
По словам Родченкова, он сам разработал специальный коктейль из трёх запрещённых препаратов, который якобы давал российским атлетам, растворив его в алкоголе. Экс-глава лаборатории уверяет, что препарат принимали 15 российских спортсменов, некоторые из которых впоследствии завоевали золотые медали. В частности, это лыжник Александр Легков, скелетонист Александр Третьяков и бобслеист Александр Зубков.
Следы допинга, по утверждению Родченкова, скрывались просто: по ночам российские эксперты антидопинговой лаборатории вместе с сотрудниками служб разведки тайно подменяли образцы мочи спортсменов, в которых содержался допинг, на чистые, взятые за несколько месяцев до соревнований.
«Люди чествовали успехи олимпийских чемпионов, а мы сидели как сумасшедшие и меняли образцы мочи. Вы представляете, как устроен олимпийский спорт?», – заявил экс-глава лаборатории американским журналистам.
Всего, по словам Родченкова было подменено около 100 допинг-тестов, которые дали бы положительный результат. В 15-ти случаях это были анализы атлетов, завоевавших олимпийское «золото».
Слова экс-главы Московской антидопинговой лаборатории тут же опровергли и сами спортсмены, и тренеры, и руководители спортивных федераций.
Лыжник Александр Легков заявил, что все эти обвинения ни на чём не основаны. Спортсмен точно знает, что не употреблял запрещённых препаратов и тем более не пил, да и в принципе не пьёт виски, о котором говорил Родченков.
«Могу сказать, что я спокоен за себя на триста миллионов процентов. Позвоните моим тренерам Рето, Изабель, спросите, как мы тренировались в тот год», — сказал он и подчеркнул, что у него всё хорошо, и за него можно не переживать.
«С 2010 года я работаю с иностранными специалистами, абсолютно не с российскими тренерами, живу всё время в Швейцарии, в квартире в Давосе. Перед Олимпиадой у меня 33 раза брали допинг-пробы. Видимо, Родченков всей ситуацией не владеет, поэтому говорит про меня такую чушь. Я занимался честным спортом, мои заслуги – не однодневные, не было такого, чтобы меня не было нигде видно, а потом я выиграл Игры. Перед Сочи я выиграл наконец-то "Тур де Ски", королевский марафон и завоевал малый Кубок мира. И моя победа на Олимпиаде не случайна. Я положил на это столько времени, и вообще четыре года ушло на такой спорт, что я в Россию практически не возвращался. Какие-то проблемы, какие-то допинговые коктейли – это абсолютная клевета», – добавил он.
Что касается самого Родченкова, спортсмен заметил, что даже не знает этого человека, только слышал его фамилию.
«Где там Родченков сидит, в Майами, Лос-Анджелесе? Очень легко что-то нести, когда ты далеко», — отметил он.
По словам Легкова, его не впечатляют заявления Родченкова о подмене проб, но спортсмен готов судиться с The New York Times. Правда он признался, что не разбирается в том, как вести подобные дела и выразил надежду на помощь со стороны Федерации лыжных гонок России.
Бобслеист Александр Зубков также категорически опроверг заявления Родченкова, заявив, что это «просто бред и обвинение необосновано».
«Это полная клевета в отношении спортсменов сборной России и меня в частности. Я многократно сдавал допинг-пробы как в РУСАДА, так и в ВАДА. Я участвовал в пяти Олимпиадах. И на трёх брал медали. После каждой из них сдавал допинг-контроль. И сейчас вдруг кто-то пытается мне что-то приписать. Даже не понимаю, для чего это нужно», – сказал он.
Зубков пригрозил экс-главе Московского антидопингового центра судом. Он подчеркнул, что подобные заявление, особенно, если указываются чьи-то фамилии, должны быть обоснованы и подкреплены документами, в противном случае «это может повлечь и юридическую ответственность этого человека».
В Минспорте РФ отреагировали так: «Всё, озвученное бывшим директором лаборатории, не может не шокировать. Однако учитывая, что он был освобождён от своей должности именно за манипуляции с пробами, всё сказанное, возможно, не что иное, как сведение личных счётов. У нас давно были подозрения в его адрес, но в связи с тем, что государство не может вмешиваться в оперативную деятельность лаборатории, не было возможности получить доказательства его вины».
В свою очередь, министр спорта России Виталий Мутко заявил, что верит нашим спортсменам. «Я верю этим ребятам, это выдающиеся спортсмены, обвинения абсурдны. Коктейли? Глупость. Они входят в международный пул тестирования. Они были под контролем до, во время и после Олимпиады», — подчеркнул он и добавил: «Это лидеры! Это не те, что пришли и ушли. Обвинения в их адрес абсолютно беспочвенны».
Глава Минспорта пообещал, что статья в американском издании будет тщательно изучена. Будут сделаны выводы с точки зрения правовой оценки.
В Кремле интервью Родченкова назвали клеветой перебежчика. «Скажем так, они выглядят абсолютно голословными эти заявления. Они не основываются на сколько бы заслуживающих доверие данных, не подкреплены какой-то аргументацией. Это просто выглядит как, знаете, такая клевета перебежчика, что-то типа этого. Я бы не стал бы доверять таким голословным заявлениям», — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он также добавил, что Кремль, скорее, придерживается той же точки зрения, что и министр спорта, уже высказавшийся о публикации.
На вопрос о том, попадёт ли российская сборная на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, Песков ответил, что его нужно адресовать министру спорта Мутко. «Надеемся, что всё будет хорошо», — добавил представитель Кремля.
Тем временем во Всемирном антидопинговом агентстве заявили, что пока не изучали публикацию The New York Times, отметив, что слова Родченкова требуют проверки. В Международном олимпийском комитете (МОК) также заявили, что следят за ситуацией. Если обвинения подтвердятся, будут приняты меры. При этом в МОК отметили, что антидопинговая лаборатория, которая работала на Играх в Сочи в 2014 году, была аккредитована ВАДА, всё соответствовало международным стандартам. Кроме того, за тем, как проводился забор проб и их анализ, следили эксперты из десяти других антидопинговых центров.
Григорий Родченков вынужден был покинуть пост главы Московской антидопинговой лаборатории после публикации доклада Независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Там, в частности, утверждалось, что он по своей воле уничтожил 1417 допинг-проб, чтобы скрыть возможные следы допинга, которые могли быть там обнаружены. Спустя несколько дней после публикации доклада, Московская лаборатория потеряла свою аккредитацию ВАДА, а Родченков ушёл в отставку. После своего ухода Родченков вместе со своим бывшим заместителем Тимофеем Соболевским переехали в США. В частной переписке в соцсетях Родченков утверждал, что поправляет своё здоровье. По неофициальным данным, ему предложили там работу в лаборатории Лос-Анджелеса.