Фото: FreshStock / shutterstock.comВ четверг в Брюсселе состоялась важная встреча - представители стран Евросоюза должны были определиться с ответными мерами на высокие пошлины, которыми Трамп с лёгкой руки обложил европейские товары.
Капитуляции не будет – в ответ на объявленную Европе Соединёнными Штатами торговую войну последовали довольно жесткие меры. Список товаров из США, состоящий из нескольких десятков позиций, общим объемом экспорта в 2,8 млрд долларов, будет обложен 25% пошлинами, что нанесёт ощутимый ущерб американской экономике ввиду высокого товарооборота между Америкой и Евросоюзом.
Теперь Европа пребывает в активном поиске новых торговых связей, которые могли бы стать достойной альтернативой разрушенному трансатлантическому единству. В Брюсселе быстро пришли к решению, что экономическая переориентация ЕС может быть успешно реализована под уже известным лозунгом «один пояс, один путь».
Речь идёт о проекте создания одной из самых крупных инфраструктурных мировых систем, транспортного, экономического и торгового коридора, который свяжет Центральную, Южную Азию и Европу в «Новый шёлковый путь». В его основе лежит исторический пример II века до нашей эры - аналогичный торговый маршрут был одним из крупнейших в древности и в Средние века.
Проект включает в себя самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут - Транссибирскую магистраль, проходящую через территорию РФ. Он позволяет сократить маршрут из Китая в Германию более чем в 2 раза – поезда будут добираться от пункта «а» в пункт «б» всего за 15 дней. Идея подразумевает значительные инвестиции в инфраструктуру нашей страны, в частности, в создание высокоскоростной магистрали Москва – Казань, которая в будущем протянется аж до китайской столицы. В прошлом году во время пресс-конференции в Пекине президент Путин протянул руку помощи Европе, уставшей от американского протекционизма.
«В Соединенных Штатах продолжается, как мы видим, острая внутриполитическая борьба, что создает определенную нервозность не только в политике, но и в экономике. В Европейском сообществе все с тревогой наблюдают, что будет brexit, как он будет проходить, какие будут результаты. Да и внутри Евросоюза, вы знаете, много еще проблем в страновом измерении. И конечно сегодня, безусловно, востребованы сигналы, которые давали бы надежду на какую-то стабильность», - заявил Путин.
И Евросоюз откликнулся – 14 марта представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, выступая в Страсбурге, заявила, что «"Шелковый путь" сегодня - это отнюдь не некое напоминание о прошлом. Проект "Новый шелковый путь" является одной из самых важных мировых инфраструктур» и добавила, что «подобные отношения для Европы не менее важны, чем для самих стран Азии».
Заинтересованность Европы уже выражается в готовности бизнес сообщества инвестировать - накануне в пресс-центре «Белорусской железной дороги» сообщили о скорых переговорах с руководством АО «Порт Дуйсбург» - немецкие предприниматели заинтересованы в организации грузовых контейнерных перевозок по пути Китай-Беларусь-Германия.
Но у новой транспортной системы также быстро появились противники. Идея создания проекта НШП впервые была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году – с тех пор Соединённые Штаты активно препятствуют проекту. Уже через год США поддержали государственный переворот на Украине, осуществили военную интервенцию в Сирийско-Арабскую Республику, исключив возможность прокладывать маршрут Шёлкового Пути через территорию этих стран.
Тем временем, в странах Центральной Азии заметно выросло количество американских дипломатов, технических сотрудников и представителей спецслужб – численность кадровых специалистов США в странах региона достигла нескольких тысяч человек. «Новый шёлковый путь» быстро пополнил чёрные списки Вашингтона наряду с ЕАЭС, БРИКС, «Северным потоком-2» и другими интеграционными процессами, не отводящими Соединённым Штатам лидерских позиций.
Конец американского протекционизма начинается там, где берёт своё начало «Новый шёлковый путь». Сейчас, на фоне агрессивным мер США в отношении сперва Китая, теперь и Европы, трансатлантические торговые маршруты рискуют опустеть, вытеснив Штаты на обочину мировых экономических и геополитических процессов, переманив Европу на «Шёлковый путь».
Россия, в силу своего уникального географического положения, становится связующим звеном в этой цепочке государств, экономические выгоды для которых слишком очевидны, чтобы продолжать игнорировать, оставаясь и дальше под американским влиянием. Китай, по сообщениям Минкоммерции КНР, разрывает все торговые договорённостями с США на ряду с их торговой агрессией. А Европа, выйдя из летаргии, готова присоединиться к созданию одной из самых крупных инфраструктурных мировых систем.
Игорь И,
специально для Politikus