» » «Латвия для латышей»: великих русских художников депортировали из музея

«Латвия для латышей»: великих русских художников депортировали из музея

Автор: admin 331  
«Латвия для латышей»: великих русских художников депортировали из музея

Николай Рерих. Твердыня Тибета. 1932. Рига

В Риге заново, после реконструкции, открылся Художественный музей. Многие любители живописи были, мягко говоря, шокированы: из постоянной экспозиции практически полностью исчезли полотна русских художников.

Если кто-то подумал, что речь идет о второстепенных величинах, то это не так. Удалены из экспозиции: Айвазовский, Куинджи, Шишкин, Левитан, Брюллов, Кипренский, Тропинин, Суриков, Рерих, Врубель, Петров-Водкин, Кустодиев… Возможно, я кого-то упустил, но и перечисленных имен вполне достаточно, чтобы получить представление о произведенном погроме.

Дирекция музея заявила, что такова новая концепция: Национальный музей — для национальных (то есть, латышских) художников. А работы русских мастеров будут выставляться в Музее зарубежного искусства или, ничего страшного, полежат в запасниках.

Ничего нового в этой концепции нет, она лишь закономерное продолжение государственной политики дерусификации. Русским жителям Латвии в очередной раз дали понять: вы здесь иностранцы. Признайте, наконец, что это не ваша страна, излечитесь от имперского синдрома. Латвия — для латышей.

Националистам крайне важно перерубить пуповину, связывающую латышскую культуру с русской. Чтобы из сознания латышей, особенно молодежи, выветрились общеизвестные факты. О том, что зачинатели латышской живописи учились в Петербургской Академии художеств, что их учителями и покровителями были русские мастера (как, например, Куинджи у пейзажиста Пурвитиса, Маковский — у основателя латвийской школы портрета Розенталса). Такие факты противоречат официальной идеологии, согласно которой слово «Россия» должно ассоциироваться с «оккупацией», «геноцидом» и «гибридной войной».

Художественный музей был построен в начале ХХ века: 1903−1909 гг. Естественно, на деньги, выделенные российским правительством. А кто финансировал нынешнюю реконструкцию? Тут открывается интересная картина.

Запланированные расходы на реконструкцию — около 34,5 миллионов евро. По ходу дела, как это обычно бывает, добавили еще 1,2 млн. Так вот, 60% общих затрат — 21 млн евро — оплатила Рижская дума. Из госбюджета был выделен 1% — 345 тыс. евро. Остальное — средства из еврофондов.

Кто платит, тот заказывает музыку — так ведь? Невозможно поверить, что Рижская дума и мэр Нил Ушаков, финансируя столь амбициозный проект, являясь его главными спонсорами, были не в курсе концепции «музей без русских». Конечно, знали, конечно, одобрили. Простой и циничный расчет: накануне предстоящих в следующем году выборов в самоуправления надо понравиться латышскому избирателю. А русский избиратель и так проголосует за «Согласие», больше-то не за кого, политическое поле зачищено.

Страшно наблюдать, как русское сообщество Латвии само затягивает петлю на своей шее. Вдумайтесь: больше половины населения Риги — русские. И это большинство своими налогами оплачивает изгнание из музея русских художников.

А представим, что Ригой сейчас рулит не симпатяга Ушаков, а какой-нибудь отмороженный «нацик» — типа нынешнего спикера сейма Инары Мурниеце. Или даже менее отмороженная Солвита Аболтиня. Ух, какой бы был протест! О «новой концепции» наверняка узнали бы заранее, встрепенулась бы вся русская интеллигенция Латвии, СМИ бы гудели негодованием… И самое главное — скорей всего, мы бы выиграли, и Айвазовский, Левитан и Рерихи вернулись бы на свои заслуженные места.
Будь латышские националисты поумнее, они бы поняли, что партия «Согласие» и персонально Ушаков — подарок судьбы для них. Если бы «Согласия» не было, его следовало бы выдумать. То, что националисты не могут провернуть сами, сделают за них «хорошие русские».
Владимир Линдерман

  
Social comments Cackle

Новости партнеров