Атомная энергетика Украины, даже на фоне общего умирания отраслей, вызывает прилив жалости. И я не говорю сейчас об изношенности оборудования, невыплатах зарплат или вопросе безопасности эксплуатации. Скорее, о перспективах развития.
Украинская госкорпорация «Энергоатом» имеет задолженность в 127,3 млн гривен, в связи с чем имущество и счета компании арестованы, а это значит, что платежи за ядерное топливо и ядерные материалы не поступают, как и не осуществляется вывоз отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
Несмотря на это, «Росатом», занимающийся вывозом украинского ОЯТ с 2011 года, не намерен разрывать контракты с Украиной, а лишь временно отложил вывоз первой в этом году партии ОЯТ до того момента, пока «проблемы с платежами» не будут устранены. По словам представителя «Росатома», «исполнение контракта возможно только при выплате аванса, которого мы пока не получили». Учитывая русофобскую политику нынешнего украинского правительства, поблажек и скидок от России больше не будет.
Петр Порошенко в начале года не подписал закон, регулирующий расчеты между «Энергоатомом» и его кредиторами – и вот к чему это привело. Компания производит 60% всей электроэнергии, блокировка счетов в конечном итоге ставит под угрозу работу всех четырех АЭС: сокращение выработки электроэнергии приведёт к её дефициту в будущем отопительном сезоне, а это означает вынужденное увеличение импорта электроэнергии, а это десятки миллиардов долларов.
Кстати, Россия не только вывозит ОЯТ, но и поставляет более 90% ядерного топлива компании ТВЭЛ для украинских АЭС – топливо Westinghouse (США) используется только для 3-го энергоблока Южно-Украинской АЭС. Из-за проблем с Госатомрегулиарованием, о расширении использования американского топлива и на другие АЭС Украины пока можно забыть. Как и об амбициозных планах ввести в эксплуатацию новые генерирующие мощности и двигаться в европейском направлении.
Если раньше Украина хотела полностью отказаться от вывоза ОЯТ в Россию и построить собственное хранилище в Чернобыльской зоне (а это примерно 4,5 млрд долларов), чтобы перестать зависеть от российских услуг по переработке и хранению отработавшего топлива, то сейчас проблема энергетического сектора касается не просто финансов, а функционирования вообще.
Специально для Politikus.ru:
Alena Bajowa