Фото: Andrew Cline / Shutterstock.comПолитическое и экономическое положение Украины после государственного переворота с каждым годом все более ухудшается и может привести к серьезным разрушительным последствиям. Самое неприятное для правящего режима заключается в постепенном охлаждении коллективного Запада к Украине и переоценке им своего отношения к происходящим в ней процессам.
Государственный переворот произошел при полной поддержке и участии Запада, при этом США и Евросоюз преследовали разные цели. Главный инициатор переворота – США – ставили перед собой цель создать плацдарм на Украине для давления на Россию, полностью подчинить себе украинское правительство, а также изолировать Россию и втянуть ее в войну.
Евросоюз ставил цель подписание с Украиной евроассоциации, захват украинских внутренних рынков под видом свободной и беспошлинной зоны торговли. В том числе для давления на Россию при решении экономических вопросов.
США своих целей в основном добились: Украина превращена в русофобское государство, правят ею американские марионетки, но попытка изолировать и втянуть в войну Россию оказалась неудачной. Евросоюз с помощью США и МВФ своих целей также добился. Украина в экономическом плане стала заложником Запада, при этом продолжающийся военный конфликт на Донбассе ему сейчас особо не нужен и он готов искать способы решения украинского вопроса.
С выборами нового президента США вместо демократов к власти пришли республиканцы и началась серьезная борьба за новый внешнеполитический курс. Изменение приоритетов в мировой гегемонии США может принципиально изменить отношение Запада к Украине. В связи с этим ее роль в противостоянии с Россией может поменяться.
Сейчас развернулась жесткая борьба двух мощнейших кланов США, представляющих финансовый и промышленный капитал. Финансовый капитал делает ставку на глобалистов (их называют неоконами, или «глубинным правительством»), представленный значительной частью правящего класса США из Демократической и Республиканской партий. Они имеют серьезное влияние в государственных структурах и спецслужбах Соединенных Штатов и контролируют значительную часть влиятельных фондов и СМИ. Лицом этой команды является бывший кандидат в президенты Хилари Клинтон.
Неоконы отстаивают политическое доминирование в мире с использованием военной мощи США. Они поддерживают политику жёсткого противостояния России и противодействия восстановлению ее политического влияния в мире и странах бывшего Союза.
Неоконы очень влиятельны не только в США, но и во всем мире. Устанавливаемый ими миропорядок требует серьезных финансовых расходов, в связи с чем они провоцируют создание точек нестабильности и хаоса по всему миру, стимулируют рост финансового сектора экономики, основанного на спекулятивном капитале.
Промышленный капитал делает ставку на промышленное доминирование США в мире, развитие производственного сектора американской экономики, для которого нужны рынки сбыта. Главными противниками в реализации своих целей они видят Китай и Россию. Китай – это самая мощная экономика мира с реальным промышленным сектором. Россия – возрождающийся центр политической и военной силы, способный влиять на позицию Китая, Евросоюза и быстроразвивающихся стран. Промышленная элита США пользуется поддержкой значительной части населения США, пытается усилить свое влияние в конгрессе и ищет союзников в мире для реализации своих целей. Лицом этой команды является новый президент США Трамп.
Команда Трампа стремится разрушить миропорядок, установленный неоконами. Отсюда его трения с Евросоюзом и Китаем. Ей нужен союзник в борьбе с ними. И таким союзником может быть Россия, поэтому Трамп и стремится установить с ней партнерские и взаимовыгодные отношения.
Главная цель США – мировая гегемония – не ставится под сомнение двумя этими кланами, принципиальные разногласия между ними только в методах достижения этой цели. Неоконы создают болевые точки своим противникам по всему земному шару и стимулируют спекулятивный финансовый капитал, а сторонники Трампа пытаются обеспечить развитие реального сектора экономики.
Вокруг этих двух приоритетов и идет внутриполитическая схватка в Соединенных Штатах на самом высоком уровне. Команда неоконов при поддержке спецслужб США и влиятельной части конгрессменов от Демократической и Республиканской партий активно противодействует Трампу. И кто одержит победу в этом противостоянии, пока непонятно. От этого будет зависеть, какое место займет Украина во внешней политике США.
Украина хорошо вписывалась в стратегию неоконов со своей примитивной логикой «как можно больше навредить России». Для этого и был организован госпереворот в Киеве при прямой поддержке администрации Обамы.
Трамп придерживается другой точки зрения относительно Украины и не раз заявлял, что проблема Украины досталось ему в наследство от Обамы. И прямой выгоды для него от Украины нет.
Для команды Трампа Украина не приносит никакой выгоды в экономической сфере, требует только расходов и усложняет отношения с Россией, с которой он ищет точки соприкосновения. Несмотря на прохладное отношение первого лица к «наследству Обамы», сторонники этого проекта сохранились в администрации Трампа.
Место Украины при таких раскладах может принципиально измениться. Из средства давления на Россию она может стать средством размена между США и Россией при решении других вопросов миропорядка. Конечно, США не собираются просто так отдавать Украину. Она может стать предметом серьезного торга.
Подтверждением такой версии складывающихся отношений между Россией и США может служить «крымская декларация» Госдепартамента США, в которой не признается «аннексия» Россией Крыма. Формально США не признают вхождения Крыма в состав России. Но в этом документе есть ссылка на декларацию Самнера Уэльса 1940 года, в которой США не признавали и осуждали вхождение стран Балтии в состав Советского Союза.
Эта декларация просуществовала более полувека и не имела никаких последствий для взаимоотношений двух стран. Декларация действовала до 1991 года, когда с распадом Союза страны Балтии вновь получили независимость. По всей видимости, ссылка в нынешней декларации на прецедент 1940 года не случайна, администрация Трампа дает сигнал Путину, что будет поступать аналогично, формально не признавая акт присоединения, но фактически для взаимоотношений стран это не будет иметь никакого значения.
На настоящем этапе США являются главным действующем лицом в украинском конфликте, и от их позиции зависит многое. До встречи в Хельсинки позиции сторон по Украине были принципиально разными, теперь началось обсуждение этого вопроса и поиск путей решения. У России и США много интересов в мире, и они могут найти компромисс по Украине. Для России Украина имеет принципиальное значение, а для США это всего лишь одна из горячих точек и далеко не самая главная.
На переговорах Трампа и Путина при обсуждении вопроса Украины, естественно, никакого решения не было принято, но, как потом выяснилось, Путин предложил провести референдум по Донбассу. На таком референдуме, конечно же, не может стоять вопрос о самостоятельности Донбасса, по всей видимости, речь может идти только о постановке вопроса, готов ли Донбасс вернуться в состав Украины и на каких условиях.
Какой будет ответ, и так предрешено. Донбасс откажется, и это будет использовано для дальнейшего давления на Украину и торга с США относительно будущего Украины. Пока они ни о чем не договорились, но прогресс во взаимоотношениях налицо, по крайней мере начали вести разговоры и рассматривать возможные варианты. Время еще не пришло, конкретные решения могут приниматься только после выборов в Конгресс США в ноябре этого года.
Внутриполитическая борьба в США, смена президента и встреча в Хельсинки для правящего режима Украины принесли много неприятных моментов. Трамп прямо заявил, что украинский конфликт – это «наследство Обамы», Украина одно из самых коррумпированных государств в мире и он готов обсуждать с Россией варианты решения украинского кризиса, при этом даже не интересуясь мнением Киева.
Военная и финансовая помощь США правящему режиму на Украине пока продолжается, но тенденция отхода от безусловной поддержки Киева явная. Изменилась мировая конъюнктура, с сильной Россией хотят говорить и договариваться. Попытки через украинский конфликт заставить Россию пойти на уступки к результату не привели, и США ищут другие пути взаимодействия с ней.
Юрий Апухтин