Варфоломей l и раввин Шнайер в синагоге Нью-Йорка. Фото: antimodern.wordpress.comРусская православная церковь намерена провести еще одно — экстренное — заседание Священного синода, чтобы принять окончательное решение, ехать или нет на Всеправославный собор. Об этом сообщил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
Он заявил это, когда стало известно, что от участия в соборе отказались Болгарская, а затем и Антиохийская церкви. «Думаю, нам надо будет провести еще одно заседание синода, для того чтобы понять, как действовать в такой ситуации. Потому что те принципиальные позиции, которые мы заявляли на протяжении предсоборного процесса, сейчас фактически игнорируются. Как-то нам на это придется реагировать», — цитирует митрополита Илариона РИА «Новости».
Ранее Русская православная церковь предложила Константинополю провести еще одно предсоборное совещание, чтобы разрешить возникшие противоречия, прийти к консенсусу по поводу соборных документов и, возможно, перенести собор на более поздний срок. Созвать его предлагали до 10 июня, «дабы на основании решения, принятого по его итогам, православные церкви могли вынести суждение относительно возможности проведения Всеправославного собора в намеченные сроки».
В ответ на это Вселенский патриархат заявил, что намерен провести собор в заявленные сроки во что бы то ни стало. Константинополь проигнорировал предложение РПЦ о проведении внепланового совещания. Он также оставил без внимания возражения целого ряда поместных церквей о том, что соборные документы нуждаются в доработке, поскольку в нынешнем виде они содержат экуменическую ересь. Напоследок Вселенская патриархия еще и сделала выговор церквам, отказавшимся ехать на Крит 19 июня: дескать, это саботаж в последний момент.
Болгарские и греческие СМИ развили тему, увидев в отказе Болгарской и Антиохийской церквей «руку Москвы». По этой версии, церкви-«отказники» действовали не самостоятельно, а по звонку из Московской патриархии, которая ждала последнего момента, чтобы сорвать собор. Болгарским иерархам даже пришлось оправдываться. «Зачем они лгут? Зачем они лгут? Русская церковь на Архиерейском соборе, состоявшемся в начале февраля, приняла все документы, без замечаний. Думаю, лишь четыре человека были против. Болгарская церковь 22 апреля не приняла один из документов, самый оспариваемый. Мы поступали по нашей совести. Мы можем сказать, что сейчас стоим ближе к греческой позиции, потому что Элладская церковь тоже не принимает этого документа. А Русская церковь его принимает, до сих пор она не говорила, что не принимает его. Святая гора Афон — мы и с ней тоже, она тоже против этого документа. Грузинская церковь против этого документа. А другие его приняли. С какой же мы церковью тогда?» — сказал болгарскому порталу «Добротолюбие» митрополит Ловчанский Гавриил (цит. по Православие.ру).
Что касается Антиохийского патриархата, который вслед за болгарами решил не участвовать в соборе, то он и вовсе получил от Константинополя классический, как говорят во дворах, развод по понятиям. Претензии Антиохии к собору заключались не только (и не столько) в содержании документов, они касались канонических территорий. В 2013 году на территории Катара, которую Антиохия считала своей, создал свою архиепископию Иерусалимский патриархат. Весь год Константинополь успокаивал Антиохию и уверял, что поможет ей разобраться в конфликте, но буквально на днях поменял позицию и заявил, что комиссию по разрешению ситуации создадут лишь после собора, то есть, вероятнее всего, не создадут вовсе. Или создадут, но оставят ее работу без должного внимания. Между тем разрешение территориального конфликта было главным залогом присутствия Антиохии на соборе.
Греческие СМИ сообщают, что следующим «отказником» может стать Сербская церковь. Ее поправки к соборным документам Вселенский патриархат тоже проигнорировал. А тем временем сербы предлагали важное: вместо расплывчатых формулировок в документах, которые дали повод иерархам говорить о ереси, сказать о православных соборах IX и XIV веков, прямо осуждавших ересь и заблуждения.
На этом фоне намерение Московской патриархии экстренно созвать Священный синод и окончательно решить, стоит или нет ехать на собор, выглядит весьма здраво. Предстоящее мероприятие уже не имеет оснований называться Всеправославным собором, раз не все церкви будут на нем присутствовать. Документы собора вступают в противоречия со святоотеческой традицией. И все больше собор напоминает некий кружок, созванный по инициативе Вселенского патриарха Варфоломея с целью поднять свой же собственный авторитет. Варфоломей и место себе планировал выделить по своей чести — во главе стола, чтобы лица всех остальных предстоятелей были обращены к нему (этому воспротивились в Москве).
Участвовать в этом кружке РПЦ определенно не стоит. Волевое решение не ехать на собор в перспективе даст ориентир и другим сомневающимся церквам. Велика вероятность, что, приняв во внимание решение Москвы, они тоже откажутся от поездки. И тогда Варфоломей может режиссировать все, что захочет. Он может сесть во главе столов (столы все равно будут пустые). Он может зачитывать и утверждать экуменические документы. Посмотреть на него, согласно регламенту собора, придут католики и протестанты. «Молодец, брат Бартоломью!» — скажут они (так в западном мире называют выпускника папского института Варфоломея). Это будет милый междусобойчик, этакое Барт-собрание. Но уже никак не экуменическое всеправославное действо, чьи решения хотели навязать всей церковной полноте.