Фото: Windover Way Photography / Shutterstock.comОппозиционный саудовский журналист Джамаль Хашогджи до сих пор считается пропавшим, хотя турецкие власти и настаивают на том, что его сначала пытали, а потом убили на территории консульства Саудовской Аравии в Стамбуле. Дипломатический скандал вселенского масштаба именно так это можно назвать. И наиболее интересна в нём на данный момент позиция Соединённых Штатов.
Так уж повелось, что США всегда позиционировали себя как мировой жандарм и борец за демократию и против всяческих нарушений прав личности. Натуральный Капитан Америка, который чуть где заметит несправедливость – сразу мчит туда всех спасать.
При этом странно наблюдать, как сдержанно ведёт себя в деле Хашогджи Дональд Трамп. Еще пару дней назад он призывал общественность не спешить с обвинениями в убийстве в адрес саудитов, апеллируя к презумпции невиновности. Насколько я помню, когда речь шла об обвинениях Башара Асада в химатаках, про эту презумпцию Трамп даже не думал, а на принятие решения о ракетных ударах по САР у него ушло сколько? Минут десять?
Но да ладно, вернёмся в делу Хашогджи. Здесь Трамп проявляет несвойственную ему осторожность. Он даже визит главы минфина США на конференцию в Эр-Рияд отменил только вчера, поддавшись давлению со стороны общественности. И признал, наконец, что журналист «действительно похоже», что был убит.
Причина такого поведения кроется банально в деньгах. В больших деньгах, которые связывают США и Саудовскую Аравию. В частности, речь идёт о соглашении на поставку в СА американского оружия на сумму 110 млрд. долларов. Именно на него упирает Трамп, пытаясь оправдать своё нежелание ссориться с саудитами: «Я скажу вам, чего я не хочу. Boeing, Lockheed, Raytheon … Я не хочу вредить рабочим местам. Я не хочу потерять такой заказ».
И военный контракт – далеко не единственный рычаг давления саудитов в этом деле. Некоторые крупные контракты между США и Саудовской Аравией были заключены из-за личной симпатии наследного принца бен Салмана к президенту Трампу. Не станет симпатии, не станет и контрактов.
Собственно, этим и объясняется позиция США по делу об убийстве журналиста. Плевать там хотели на бедолагу и на то, чтобы наказать виновных в его убийстве. Главное – максимально безболезненно выпутаться из сложившейся ситуации, не схлопотать обвинений в покрывательстве преступников и не потерять контракты.
Андрей Шаповалов