Фото: fmua / Shutterstock.com
По сведениям СМИ, так называемый «объединяющий собор» новой православной церкви Украины перенесен с 21 ноября на 9-10 декабря.
Объяснений дается два. С одной стороны, согласно инсайдерам, возникли технические сложности с проведением, из-за которых его придется отложить как минимум на две недели. А с другой, источник в Константинопольском патриархате сказал, что патриарх Варфоломей не готов предоставить томос на создание автокефальной церкви Украине до тех пор, «пока ее власти не смогут гарантировать то, что верующие Украинской православной церкви (Московского патриархата МП) не подвергнутся гонениям».
Оба объяснения относятся к тому, что называется «делать хорошую мину при плохой игре» и явно связаны с недавним решением Собора УПЦ, который продемонстрировал отказ практически всех ее иерархов присоединяться к создаваемой автокефальной церкви. Отступников из 90 епископов оказалось всего трое, причем Винницкая епархия УПЦ в итоге пошла против своего главы – митрополита Симеона и присоединилась к решению Собора епископов.
Учитывая, что главный расчет в создании новой церкви строился на уверенности в расколе УПЦ, от которой отпадет значимое количество иерархов и епархий, что позволит в итоге размыть «московскую» церковь и создать на ее основе новую, взятая Константинополем пауза вполне понятна. Ситуация повернулась явно неожиданным и неприятным для него образом. На фоне неприятия его действий со стороны большинства других православных церквей столь однозначный отпор еще и со стороны УПЦ, продемонстрировавшей сплоченность, радикально ухудшает его положение, поскольку не позволяет использовать аргумент «народ хочет».
Теперь перед Фанаром встает реально сложный вопрос: продолжать гнуть намеченную линию или отступиться. Проблема для него в том, что это альтернатива из серии «оба хуже».
Первый путь означает позицию агрессора, насильно вторгающегося на чужую каноническую территорию и завоевывающего ее «огнем и мечом» с опорой в этом вопросе на украинские власти. Причем репутация Киева (и его спецслужб, и находящихся в его подчинении радикалов) уже в достаточной степени сложилась, чтобы выражение «огнем и мечом» не воспринималось в мире в качестве метафоры. В результате Константинополь просто не может игнорировать, что ради него Киев с демонстрацией на весь мир устроит жесточайшую религиозную зачистку, которая обернется религиозной войной. В ситуации, когда УПЦ выказывает такую сплоченность в неприятии новой церкви, на «отдельные эксцессы» списать ничего не получится.
Однако второй вариант действий приведет к потере Фанаром лица перед остальными православными церквами (да и перед миром в целом). В данный момент он себя позиционирует как главную православную церковь, и в этом представлении игнорирует осуждение других – якобы подчиненных – церквей. Более того, успешное создание автокефальной церкви на Украине дало бы ему дополнительные аргументы и инструменты для преодоления сопротивления и выстраивания иерархической подчиненности в мировом православии.
Отказ же от предоставления томоса Украине будет выглядеть признанием Константинополем своей неправоты, причем не только по украинской теме, но и в целом в вопросе претензий на главенствующую роль в православном мире.
Ничего удивительного, что «объединяющий собор» оказался отложен.
Фанар собственными руками создал ситуацию «куда не кинь, всюду клин», а ее разрешение может роковым образом повлиять на его судьбу.