«10» и «11» декабря 2018 г. в Марракше Марокко прошла Межправительственная конференция о принятии глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.
Конференция созвана под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН и проводится в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 71/1 от «19» сентября 2016 года под названием «Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах», в которой она постановила «развернуть в 2016 году процесс межправительственных переговоров, который завершится принятием в 2018 году на межправительственной конференции глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции».
Формат проведения Межправительственной конференции был утвержден в резолюциях Генеральной Ассамблеи 71/280 от «06» апреля 2017 года, 72/244 от «24» декабря 2017 года и 72/L.67 от «31» июля 2018 года.
Это первое глобальное соглашение об общем подходе к международной миграции во всех ее аспектах.
В январе 2019 года договор должен быть официально утвержден Генеральной Ассамблеей ООН.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал этот договор «дорожной картой, которая поможет избежать страданий и хаоса».
В договоре прописаны 23 цели, которых хочет достичь международное сообщество после подписания договора:
1. Сбор и использование точных и дезагрегированных данных в качестве основы для выработки эмпирически обоснованной политики.
2. Сведение к минимуму неблагоприятного воздействия различных сил и структурных факторов, которые заставляют людей покидать страны своего происхождения.
3. Предоставление точной и своевременной информации на всех этапах миграции.
4. Обеспечение наличия у всех мигрантов законных удостоверений личности и надлежащих документов.
5. Упрощение доступа к каналам легальной миграции и повышение их гибкости.
6. Содействие справедливому и этичному найму работников и обеспечение условий для достойной работы.
7. Изучение и ослабление факторов уязвимости в процессе миграции.
8. Спасение людей и координация усилий международного сообщества, по решению проблемы пропавших без вести мигрантов.
9. Повышение эффективности транснациональных мер противодействия незаконному ввозу мигрантов.
10. Предупреждение, пресечение и искоренение торговли людьми в контексте международной миграции.
11. Интегрированное и безопасное управление границами с координацией усилий.
12. Повышение степени определенности и предсказуемости миграционных процедур для обеспечения надлежащего контроля и проверки и направления людей в соответствующие органы.
13. Применение практики помещения мигрантов в центры временного содержания исключительно в качестве крайней меры и поиск альтернатив.
14. Повышение эффективности консульской защиты, помощи и взаимодействия на протяжении всего миграционного цикла.
15. Охват мигрантов базовыми услугами.
16. Создание для мигрантов и обществ благоприятных условий, обеспечивающих полную социальную интеграцию и сплоченность.
17. Искоренение всех форм дискриминации и поощрение основанных на фактических данных общественных обсуждений в целях формирования общественного мнения о миграции.
18. Инвестирование в развитие навыков и содействие взаимному признанию навыков, квалификации и компетенции.
19. Создание для мигрантов и диаспор условий, позволяющих им в полной мере способствовать достижению устойчивого развития во всех странах.
20. Повышение оперативности и надежности и снижение стоимости денежных переводов и содействие финансовой интеграции мигрантов.
21. Сотрудничество в целях обеспечения безопасного и достойного возвращения и реадмиссии и планомерной реинтеграции.
22. Создание механизмов перевода материальных прав в области социального обеспечения и приобретенных льгот.
23. Укрепление международного сотрудничества и глобального партнерства в целях обеспечения безопасной, упорядоченной и легальной миграции.
В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 содержится признание позитивного вклада миграционных процессов в устойчивое развитие. Одиннадцать из 17 целей в области устойчивого развития содержат задачи и индикаторы, которые применимы к миграции и мобильности. Главный принцип Повестки «никто не будет забыт» применим ко всем людям, включая мигрантов.
Но так ли на самом деле?
Россия поддержала документ ООН по глобальной миграции, принятый в понедельник на конференции в Марракеше, заявил посол России в Марокко Валерьян Шуваев - «Российская Федерация поддерживает принятие Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Этот компромиссный документ охватывает многие аспекты международной миграции, включая гуманитарную составляющую, проблематику развития, прав человека, борьбу с преступностью.
В Москве рассчитывают, что принятый в Марокко документ станет основой долгосрочного всестороннего международного сотрудничества, направленного, в том числе, на создание каналов для законной миграции и механизмов эффективного контроля за миграционными процессами».
Канцлер ФРГ Ангела Меркель поддержала миграционный пакт ООН. Выступая в бундестаге «21» ноября 2018 г., канцлер назвала проект этого документа «правильной попыткой ответа на глобальную проблему», передает DW (Немецкая международная общественная телерадиокомпания и входящая в неё радиостанция). Как подчеркнула Меркель, миграционный кризис последних лет показал «как важно решать проблему беженцев в международном контексте, не надеясь, что какая-то страна в состоянии сделать это в одиночку».
По мнению канцлера, соглашение не затрагивает суверенитет и национальное законодательство ФРГ. В то же время Меркель сообщила, что улучшение условий для беженцев и трудовых мигрантов, соответствует национальным интересам Германии.
В Греции ситуация с мигрантами находится на тонкой грани. Население страны все с большим раздражением воспринимает ежедневно увеличивающееся число нелегальных мигрантов, так как это влияет как на безопасность граждан, так и на очень чувствительный к проблемам туристический рынок. Жители островов граничащих с Турцией уже 3-й год подряд теряют туристические сезоны из-за того, что туристы не хотят ехать на острова, которые постоянно мелькают в сводках происшествий с мигрантами. А постоянное давление на праворадикальные партии, которые выступают против засилья мигрантов рано или поздно может вылиться в массовые акции неповиновения, учитывая, что правых поддерживает не менее 10% населения.
Соединенные Штаты не будут становиться участниками глобального договора о миграции, так как «он не отвечает интересам страны». Никки Хейли (Член Республиканской партии) заявила, что он нарушает суверенитет государств, поскольку подписание договора означало бы, что необходимо передать полномочия, связанные с предоставлением убежища и статуса беженца, каким-то бюрократам в ООН, которые не были избраны, например, гражданами США. Она ссылалась на 4 статью американской Конституции, в которой говорится о республиканской форме правления государства, о том, что граждане имеют право принимать решения касательно каждого вопроса.
Венгрия решила пойти тем же путем. Президент Орбан неоднократно становился объектом жесткой критики руководства Евросоюза за свою позицию по отношению к мигрантам. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заметил, что соглашение по распределению мигрантов в Европе первоначально тоже было добровольным, а затем стало обязательным. Отказ от квот привёл к тому, что Венгрию и восточные страны стали рассматривать как нахлебников, изоляционистов и расистов, и они подвергались угрозам всех видов. Министр сказал, что Венгрия хочет выйти из этого соглашения, которое противоречит здравому смыслу.
Австрия, которая председательствует в Совете ЕС, намерена поступить подобным образом, а вслед за ней так намерена поступить Польша и Эстония, которые, как и Венгрия занимают жесткую позицию по недопущению мигрантов.
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд заявила, что не поедет в Марракеш (Марокко) на конференцию ООН по принятию Глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулярной миграции, если эстонское правительство не придет к единому мнению по этому соглашению.
Также Швейцария, Израиль, Чехия и Болгария приняли решение повременить с подписанием Глобального договора.
Тем не менее, большая часть стран Евросоюза выступает за договор, в том числе Греция.
По мнению экспертов западных стран, данный договор также нарушит их суверенитет. Американист из Университета имени Ришарда Лазарского Артур Врублевский, заметил, тот факт, что в этой резолюции, принятой в сентябре 2016 года, предусмотрены санкции за проявление расизма или ксенофобии, отказ принять беженцев или мигрантов. А. Врублевский: «Это бы ограничивало суверенитет в пользу международной организации, в данном случае – ООН. Я бы хотел напомнить, что в Европе есть проблема, которая проявилась во время неформального саммита Европейского союза в Зальцбурге, не было достигнуто согласия в вопросе миграции в Евросоюзе, идет дискуссия о реформе Дублинской конвенции, которая называется Дублин 4, потому что были уже две якобы новые конвенции после принятия первой в 1990 году».
Попробуем разобрать текст Глобального договора. На что он направлен, действительно ли на благо мигрантов или это разрушение культурной идентичности европейских стран.
В тексте договора сказано, что он не имеет обязательной юридической силы и что ни одно государство не может самостоятельно решать вопросы миграции.
Пункт 7 Глобального договора:
«Он направлен на развитие международного сотрудничества в вопросах миграции между всеми соответствующими субъектами и подготовлен с пониманием того что ни одно государство не может самостоятельное решать вопросы миграции, при уважении суверенитета государства и с учетом их обязательств по международному праву».Глобальный договор направлен на развенчивание мифа о том, что миграция несёт негативные последствия. Пункт 10 Глобального договора: «Мы также должны предоставить всем нашим гражданам доступ к объективной основанной на фактах и четкой информации о пользе миграции и связанных с ней проблемах с целью развенчать вводящие в заблуждение утверждения, создания негативные представления о мигрантах».
В пункте 12 Глобального договора изложено:
«он направлен на создание благоприятных условий, позволяющих всем мигрантом обогащать наши общества своим человеческим, экономическим и социальным потенциалом, и содействие тем самым их вкладу в обеспечение устойчивого развития на местном, национальном, региональном и общемировом уровнях».Сложившаяся ситуация в Европе, говорит об обратном. Мигранты далеко не обогащают европейские страны экономически и социально. В Европе сложился миграционный кризис, который запустил начало конца европейской (западной) цивилизации.
По данным Европейской комиссии, с 2015 по июнь 2018 года в страны ЕС прибыло более 1 600 000 тысяч нелегальных мигрантов.
В Европе в разы выросла и продолжает расти преступность. Экономическая нагрузка на бюджет стран растёт, ведь на каждого беженца приходится выделять денежное пособие.
Главной задачей у мирового сообщества должно быть обеспечение таких жизненных условий человеку в собственной стране, чтобы ему не пришлось бросать свой дом и искать лучшей жизни в статусе беженца.
Такую задачу разработчики Глобального договора в пункте 18 установили: «мы обязуемся создать благоприятные политические, экономические, социальные и экологические условия, которые обеспечивали бы мирную, продуктивную и стабильную жизнь людей в своих странах и позволяли бы им реализовать свои личные устремления, и будем следить за тем, чтобы отчаяние и ухудшение условий жизни не вынуждали людей искать средства к существованию в других местах посредством нелегальной миграции».
Из Глобального договора ООН по миграции можно сделать вывод:
Миграция – это благоприятная, положительная вещь, для стран и народов принимающих мигрантов. Задачи сделать миграцию популярной и желательной в принимающих странах. Миграция - вариант решения демографических проблем Европы и нехватки рабочей силы. Нет разницы между военными, климатическими беженцами, жертвами религиозных, политических или этнических преследований и экономическими беженцами. Принимающие страны должны содействовать воссоединению семей мигрантов. Рассматривать как дезинформацию утверждения, что миграция является угрожающим явлением. Принятие мер безопасности являются источником беспокойства для мигрантов и ставят под угрозу безопасность мигрантов.Таким образом, разработчики Глобального договора ООН о миграции, мнение глав европейских государств особо и не учитывали, не говоря уже о народах этих стран.
Также хочу выделить пункт 13 Глобального договора, где сказано: «Мы должны сообща создать условия, позволяющие сообществам и отдельным лицам безопасно и достойно жить в их собственных странах».
Каким «отельным лицам» в их собственных странах? Почему не всем лицам?
В свою очередь Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович издал Указ от 21.12.2018 № 740 «Об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан».
Данным Указом реорганизовано Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, с возложением на него, в том числе обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по вопросам государственной миграционной политики.
И основными задачами Управления будет являться содействие Президенту Российской Федерации в пределах своей компетенции в определении основных направлений государственной миграционной политики.
Так что миграционные процессы в нашей стране будут под контролем Главы Государства.