Турция – одна из стран, которые давно мечтают стать полноправным членом ЕС. Но если до сих пор она еще могла надеяться на что-то, то после последних событий – попытки переворота – ей, похоже, пришла пора проститься с этой мечтой. Более того, сильно уменьшились ее шансы даже на безвизовый въезд граждан Турции в страны ЕС, договоренность о чем была достигнута в марте. Это было обещано Анкаре за то, что она пресечет поток нелегальных мигрантов, прибывающих в Европу через Турцию.
ЕС сейчас явно не горит желанием пополнить свои ряды. Брексит и все растущие разногласия среди членов Евросоюза создали для него в последнее время немало проблем. И увеличивать их количество, включая в свой состав проблемные страны – явно не в интересах лидеров ЕС. А то, что Турция – страна проблемная, спорить не приходится.
Развитие событий в этой стране после неудачного переворота идут вразрез с принципами, декларируемыми ЕС: массовые аресты, отстранение от должностей высокопоставленных чиновников и военных. Мало этого, выступая перед толпой соплеменников у своей резиденции, Эрдоган допустил возможность возвращения смертной казни, объяснив это желанием жителей страны, требующих максимального наказания для путчистов. "Мы не можем игнорировать это требование",— сказал Эрдоган.
Понятно, как к этому могли отнестись в Евросоюзе. По словам еврокомиссара Гюнтера Эттингера, страна, практикующая смертную казнь, не может стать членом ЕС. Если Турция претендует на членство в ЕС, она должна предоставить гарантии верховенства закона.
Этой же теме было посвящено совместное выступление глав МИДов стран-членов ЕС. Высказывая готовность "продолжать работать с демократической стабильной Турцией", они оговаривают, что это возможно лишь при условии соблюдения турецкими властями основных принципов Европейской конвенции о правах человека, в число которых входит и мораторий на смертную казнь. По словам представителя правительства ФРГ Штеффена Зайберта, Евросоюз – это правовое сообщество, которое объединяют общие ценности, а поэтому "наличие института смертной казни будет означать, что страна не сможет вступить в ЕС".
Вывод из всего сказанного один: членство Турции в ЕС становится все более проблематичным, а пока, по крайней мере, до 2017 года, откладывается и безвизовый режим.
Возможно, подавив путч, Реджеп Тайип Эрдоган укрепил свои позиции внутри страны. Но одновременно он обострил свои отношения с Западом. Какие действия будут предприняты обеими сторонами, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, покажет время. Пока же уверенно можно утверждать одно: последние действия Эрдогана оказались удобным поводом для того, чтобы ЕС могло навязать Турции свое мнение и создать дополнительное условие для призрачной возможности вступления Анкары в Европейский союз.
Евгений Радугин,
специально для
Politikus.ru