Фото: Valentyn Ogirenko/Reuters
Евросоюз не переведет Украине второй транш помощи в размере 600 млн евро, если страна не снимет мораторий на экспорт леса-кругляка, введенный в 2015 году сроком на 10 лет, а также не организует выплату внутренним переселенцам, заявил глава представительства ЕС в Украине Хюг Мингарелли.
«Как вы помните, ЕС утвердил программу макрофинансовой помощи Украине в объеме 1,8 млрд евро. Первый транш в 600 млн евро мы уже выделили, и сейчас речь идет о втором транше также в 600 млн евро. Есть два ключевых условия для выделения средств: снятие моратория на экспорт леса, а также улаживание вопроса с выплатами внутренним переселенцам», – сказал Мингарелли, слова которого передает УНИАН.
Напомним, в мае Евросоюз в обмен на кредит также потребовал от Украины отменить запрет на экспорт леса, передает РИА «Новости».
Как заявляла заместитель министра экономического развития и торговли Украины – торговый представитель страны Наталья Микольская, введенный на Украине запрет на экспорт древесины препятствует получению Киевом второго и третьего транша ЕС в размере 1,2 млрд евро.
По ее словам, устранение этого «раздражителя» в торговой сфере является необходимым условием для продолжения реализации на Украине третьей программы макрофинансовой помощи ЕС, а также для дальнейшей либерализации торговли с Европейским союзом.
В 2015 году Верховная рада приняла закон, которым на 10 лет запретила экспорт некоторых видов лесоматериалов, пиломатериалов и леса-кругляка – чтобы остановить вырубку лесов на Украине и поддержать отечественных обработчиков древесины.
Отмена запрета на экспорт леса вновь поставит их в сложное положение и нанесет ущерб украинским лесам, считает руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев.
«Видимо, ЕС добивается согласия Киева на вывоз с западной Украины в Европу буковых лесов. Это ценная древесина, она необходима для деревообрабатывающей, мебельной промышленности Запада. На этом зарабатывали предприятия Польши, Венгрии, Румынии, которые этот лес закупали и перерабатывали. Отмена запрета на экспорт леса, конечно, ставит в сложное положение аналогичную отрасль Украины, и вообще может нанести немалый ущерб украинским лесам. Но здесь ЕС диктует свои условия: как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку», – сказал Шмелев.
Это, по его мнению, типичный пример того, что ЕС разговаривает со своим клиентом – Украиной – с позиции силы.
«Но происходит то, что и должно было происходить. Потому что Брюссель исходит из интересов стран-членов ЕС, из интересов их экономического развития и потому требует от Украины, чтобы она действовала так, как удобно Брюсселю», – отметил экономист.
При этом Украине, считает Борис Шмелев, остается только подчиняться.
«У Украины в данной ситуации никакого особого выбора нет. Она крайне заинтересована получить деньги от Брюсселя, МВФ. С Россией она разругалась надолго, американцы больших денег не предоставляют. Поэтому Киеву ничего другого не остается, как подчиняться требованиям. Это жесткие правила игры, и Киев поставлен перед выбором: либо он делает, что от него требуют, либо денег не будет», – сказал экономист.
Евросоюз испытывает острую нехватку собственного леса, поскольку в тех странах евросообщества, где он в обилии растет (речь прежде всего идет о Финляндии), введены жесткие ограничения на вырубку. Как признавали в кабмине Украины, мораторий на вывоз леса воспринимается в ЕС как нарушение соглашения об ассоциации.
Принятый Верховной Радой закон о полном запрете экспорта кругляка действует на Украине с 1 ноября 2015 года. Одной из причин называли непрозрачные принципы распределения лесных ресурсов лесхозами, что ставило иностранных покупателей в более выгодное положение.
Тем не менее, этот запрет не мешает экспортировать лес-кругляк за границу страны. Экологи бьют тревогу: Карпаты стремительно «лысеют». В некоторых районах в 2015 году вырубка увеличилась в три раза по сравнению с предыдущими годами. По данным государственного агентства по лесным ресурсам, в 2015 году незаконно вырубили более 24 тыс. кубометров леса, что нанесло Украине убытков на 85 млн гривен.