«Фантастические твари и где они обитают» (Fantastic Beasts and Where to Find Them)
Великобритания — США, реж. Дэвид Йейтс, в ролях: Эдди Редмэйн, Кэтрин Уотерстон, Дэн Фоглер, Элисон Судол, Колин Фаррелл, Эзра Миллер, Саманта Мортон, Фейт Вуд-Блэгроув, Кармен Эджого, Джон Войт.
Сайт фильма
Британец Ньют Саламандер, застенчивый учёный, пишущий книгу о фантастических существах, прибывает в Нью-Йорк, где довольно скоро попадает в историю: сперва у него сбегает жадный до любых драгоценностей нюхль, потом он знакомится с мечтающим о собственной пекарне Якобом Ковальски, после чего его по совокупности причин задерживает Тина Голдштейн из Магического Конгресса Управления по Северной Америке. Между тем в городе бесчинствует «тёмный вихрь с глазами», активисты устраивают пикеты против якобы объявившихся ведьм, а президент местного сообщества волшебников переживает по поводу возросшей бдительности простых смертных, повлёкшей эти самые «античародейские настроения»: «Если они обнаружат нас, то будет война».
Трейлер фильма «Фантастические твари и где они обитают»
В мире, созданном Дж. К. Роулинг, две принципиальные новости: действие перенесено в Америку (чтоб англичане не думали там, что «Гарри Поттер» только их достояние) — и здесь нет больше детей (ну, почти нет, оставшиеся спрятаны на заднем плане).
Первый фактор добавляет фильму конкретики — из оторванного (преимущественно) от цивилизации сказочного мира мы оказываемся во вполне привычном Нью-Йорке. А это ведь город известный, сколько раз мы уже видели, как его разрушают то Кинг Конг, то Годзилла, то злобная нечисть из «Мстителей»; давно пора было высказаться на сей счёт и волшебникам. К тому же это дополнительно расширяет географию данной вселенной, по поводу которой всегда существовали не принципиальные, но всё же вопросы. Здесь они разрешаются несущественными лингвистическими отличиями (привычных нам маглов с американской примитивностью называют «не-магами»), нюансами в законодательстве (всем иностранцам нужно иметь разрешение на палочку, а законы насчёт взаимоотношений с людьми куда строже), ну и, наконец, в меру жарким спором, по какую сторону океана школа чародейства лучше (где каждый из спорщиков, разумеется, остаётся при своём мнении).
Фрагмент из фильма «Фантастические твари и где они обитают»
Второе отличие даже важнее. Уведя всех подростков на периферию сюжета, Роулинг (она здесь и сценарист, и продюсер) сделала то, чего от неё наверняка давно уже добивались киношные боссы. А именно — лишила возрождающуюся франшизу («Фантастические твари» будут сами по себе, но понятно, что им не убежать от
сопоставлений) всякого налёта «детской сказочки», который мешал поттериане даже тогда, когда она вполне уверенно вышла на путь кровопролитной битвы не за жизнь, а на смерть. Все новые герои — люди и взрослые, и в то же время ещё довольно молодые, а стало быть, по меньшей мере симпатичные, а то и вовсе красивые (чем никак не мог похвастаться преподавательский состав Хогвартса). По идее, это должно существенно расширить зрительскую аудиторию (казалось бы, ну куда ещё больше, но ведь нет предела для совершенства). Если даже на «Дары Смерти» многие шли с оправданием «А я ребёнка привёл», то на «Фантастических тварей» в этом смысле можно отправляться со спокойной совестью.
При этом то, что действие разворачивается в 1926-м году, ничего по существу ни добавляет, ни отнимает: сага про Поттера была практически вневременной, современный век присутствовал в ней постольку поскольку, поэтому нынешнее ретро именно как ретро просто не воспринимается: как не было у чародеев смартфонов и твиттера, так нет и сейчас. Пару раз прозвучавшее эхо войны (Ковальски воевал в Европе, Саламандер работал с украинскими сталибрюхами на Восточном фронте) на сюжет никак не влияет, разве что чуток подчёркивая: у этих героев было и впрямь героическое прошлое.
В остальном первые «Фантастические твари» (уже известно, что их будет по меньшей мере пять) в сравнениях не нуждаются, так как по абсолютному большинству параметров являются совершенно самостоятельным произведением, в котором упоминание Альбуса Дамблдора согреет лишь тех внимательных, кто это имя услышит.
Ролик фильма «Фантастические твари и где они обитают»
И что тут можно сказать: мир волшебников выглядит привлекательно. Тарелки сами расставляются к обеду, штрудель готовится прямо на лету, а в простом с виду чемодане Саламандера (на замке которого не зря установлен маглоотвод) умещается внушительных размеров зоопарк с теми самыми фантастическими тварями — которые, чего таить, великолепны. Недолго «Доктору Стрэнджу» пришлось ходить в фаворитах в борьбе за приз лучшим спецэффектам года — теперь все шансы отобрать соответствующий «Оскар» на стороне лечурки, горегубки, лунтелят, оттискрунов, сносорога, камуфлори, окками, пикирующего злыдня, уже упомянутого нюхля, а также неконтролируемого и очень опасного обскура (вообще, со спецэффектами нам в этом году повезло, и выбрать лучшие киноакадемикам будет ох как непросто). «Мне кажется, это не сон, — признаётся созерцающий всё это визуальное пиршество мистер Ковальски. — На такое у меня бы фантазии не хватило», — и он прав, тут никак не поспоришь.
При этом здесь напрочь отсутствует пиетет перед самими волшебниками, которые без устали подтверждают убеждённость Саламандера, что самые злобные существа на планете — это люди. Первая же нью-йоркская знакомая Ньюта вроде бы должна была сразу стать его другом — но нет, по своим корыстным, связанным с карьерным ростом соображениям она предаёт учёного раз за разом. В представляемом ею Конгрессе крайне мало внушающих доверия лиц, а тамошняя президентша и вовсе легко рубит головы с плеч, не желая никого вовремя слушать. Тут применяется смертная казнь — и палачи работают с нескрываемым удовольствием.
Справедливости ради надо сказать, что и метящий в немаговские президенты сенатор — та ещё сволочь, а выступающая против ведьм общественница и сама хуже любой ведьмы. Таким образом, намеренно или нет, но подлинными тварями в нехорошем значении этого слова в фильме оказываются похожие на нас прямоходящие существа — будем думать, что как раз поэтому очаровательные зверушки названы «тварями» именно что «фантастическими».
Фрагмент из фильма «Фантастические твари и где они обитают»
Даже главный герой в исполнении Эдди Редмэйна не производит впечатления приятного собеседника (что за манера — то и дело отворачиваться в сторону?..), и самым положительным персонажем картины оказывается вовсе не он, а Якоб Ковальски, жизненная цель которого состоит в том, чтобы печь вкусные пончики по рецепту обожаемой бабушки. Именно он, а вовсе не Саламандер, выполняет тут роль попавшего в сказочный мир и очарованного им неофита (каким, собственно, был в начале предыдущей саги и маленький Гарри), именно с ним связаны как самые смешные, так и самые эмоциональные моменты, и именно по нему зритель наверняка будет больше всего скучать, если Дэна Фоглера (мало ли) по каким-то причинам не позовут во вторую серию.
Подобная расстановка сил, в которой условных «плохишей» изначально куда больше «хороших», работает, опять же, на «взрослость» этой истории — в которой, кстати, редкие дети (простите, если это покажется спойлером) представляют поистине смертельную опасность. Мир жесток, и в нём не работает принцип Достоевского про слезинку ребёнка: если для общего блага необходимо будет загубить юную душу, взрослые это сделают без особенных колебаний. Что станет, хочется верить, показательным уроком для нынешних школьников.
Большой ролик фильма «Фантастические твари и где они обитают»
Подводя итог, просто скажем, что «Фантастические твари и где они обитают» — отличный фильм для всех возрастов, высококачественное развлечение, с лихвой оправдывающее любые ожидания. Среди прочего здесь учат, как при помощи посаженного в чайник таракана следует избавляться от дракона — и если воспринять этот опыт метафорически, его наверняка можно использовать и в повседневной жизни.